В известной хронике "Байки кремлёвского диггера" 2003 года Елена Трегубова (которую я безуспешно пытался найти в интернете после покушения на неё и отъезда из России) оставила много интересных личных наблюдений за персонами российской политики.
"Байки", на мой взгляд, - одна из прекрасных и точных книг своего времени. А сцена в ресторане, момент вербовки автора шефом ФСБ Путиным - одна из моих любимых, точнее, пророческих.
Так вот, автор точно замечает свойство будущего "национального лидера", его имитационную, вторичную природу человека, который видит в таланте имитатора некое достоинство и политическую перспективу. Он сразу встал на путь имитации "совка" и не зря начал с советского гимна.
Имитация великого "советского союза", попытка мимикрии под него, выстраивание постмодернистской декорации советского режима, неизбежно привели к тому, что эти имитационные формы со временем наполнились репрессивным содержанием. Путин выбрал для страны ту мёртвую имитационную форму, которая её и погубила окончательно.
"Гениальный отражатель" (по выражению Трегубовой) стал могильщиком России, потому что "отражал" мёртвую советскую реальность.
Игры в "СССР", создание чучела мёртвого режима - следствие имитационной, вторичной природы самой личности Путина, который сначала мимикрировал под "демократа Собчака", затем под "преемника ельцинской семьи", а затем под "реставратора СССР". Никакой другой доступной формы у имитатора под руками не оказалось, а реальным политиком он стать не мог в силу личных качеств.
Чтобы быть политиком, надо быть "самцом", а не "отражателем". Демократия поднимает на вершины власти людей "с яйцами" (независимо от гендера), но слабая российская система оказалась имитационной и нежизнеспособной..
Пустая личность и отсутствие реальной политической субъектности (самости) - это те черты, которые были жутко привлекательны для Семьи, которая искала вторичную натуру, но именно это свойство и погубило слабую Россию, которая не могла вписаться в мёртвую имперскую модель.
Бумажный тигр "империи", которого так долго вырисовывал бедный имитатор, окончательно издох - и мы сейчас свидетели его полного развала. Наказание страны, которая решила заменить реальную политику чучелом политики, чтобы дёргать ниточки правления из-за демократической ширмы.
Так или иначе, очередная имитация ("потёмкинская деревня") разваливается у нас на глазах. И её автор-имитатор (чучельник Путин) не знает, как спасти своё фанерное творение.
Елена Трегубова точно подметила свойство имитатора еще в 2003 году. Но у имитаций короткий исторический век. Выживает только то, что основано на подлинности и реальной политической субъектности. Россия Путина, бумажная империя, раскрашенная под "совок", - обречена расклеиться под ветрами времени.
....
Елена Трегубова "Байки кремлёвского диггера", 2003.
"Меня искренне впечатлило, насколько Путин блестящий коммуникатор. Хотя все его профессиональные приемы общения с собеседником были довольно хрестоматийны и без труда читаемы, тем не менее исполнение было виртуозным.
Не знаю как — мимикой ли, интонацией, взглядами, — но в процессе разговора он заставил меня подсознательно чувствовать, как будто он - человек одного со мной круга и интересов. Хотя ровно никаких логических причин полагать так не было. Наоборот — все факты свидетельствовали, что он — абсолютно противоположный мне человек.
Я поняла, что он - просто гениальный "отражатель", что он как зеркало копирует собеседника, чтобы заставить тебя поверить, что он — такой же, свой. Впоследствии мне приходилось неоднократно наблюдать этот его феноменальный дар во время встреч с лидерами других государств, которых он хотел расположить к себе. Это поражает даже на некоторых нынешних официальных фотографиях, где удачно схвачен момент - вместо, скажем, российского и американского президента там вдруг сидят и улыбаются друг другу два Буша. Или два Шредера.
На какой-то короткий миг Путин умудряется с пугающей точностью копировать мимику, прищур глаз, изгиб шеи, двойной подбородок, и даже черты лица своего визави, и буквально мимикрирует под него. Причем делает это так ловко, что его собеседник этого явно не замечает, а просто ловит кайф".
("Байки кремлёвского диггера", 2003)
! Орфография и стилистика автора сохранены