В России сейчас одновременно существует несколько плохо решаемых конфликтов.

Первый конфликт

Желание увеличить военные расходы, но так, чтобы население не почувствовало сильного ухудшения условий жизни.

Достигается очень плохо. Результатом является рост бюджетного дефицита, поскольку военные расходы идут из собираемых налогов, как и социальные выплаты для малообеспеченных слоев населения, которые нынешняя власть тоже старается не сокращать, хоть это и плохо получается.

Второй конфликт

Является следствием первого. Если у вас дефицит бюджета, то покрывать его можно либо за счет заимствований, набирая государственный долг, либо за счет эмиссии увеличивая инфляцию.

Интересно, что Путин, похоже, после 1990-х, побаивается и высокого уровня инфляции и высокого государственного долга. В результате мы видим сложное балансирование ЦБ и Минфина, чтобы не допустить ни того, ни другого. До поры до времени это все удавалось демпфировать высокими ценами на нефть и запасами ФНБ. Теперь эти возможности исчерпаны. Единственным ресурсом, который еще остался, теперь будет российское население.

Третий конфликт

Ситуация с дефицитом бюджета была бы не столь печальна, если бы не сравнительно крепкий рубль, который выгоден населению, н не выгоден экспортерам и бюджету. Но чтобы рубль ослаб, нужно, чтобы из страны свободно уходила валюта, либо, чтобы ЦБ ее скупал. Скупать валюту ЦБ не может, ибо девать ее ему сейчас некуда, да и сама скупка валюты привела бы к росту инфляции, с чем сам ЦБ так усиленно борется. А для дополнительного оттока валюты нужна отмена санкций, поскольку серые валютные каналы явно с этим не справляются.

Четвертый конфликт

Между черно-серым импортом и серо-белым рынком. Итак, в условиях санкций появились каналы их обхода, по которым из России поступает валюта, а в Россию текут столь нужные комплектующие, прежде всего для ВПК. Но через все эти каналы, гордо именуемые параллельным импортом, в страну хлынул поток потребительского импорта, минующий все официальные каналы и не приводящий к росту сбора налогов, поскольку к санкционированным "дыркам" на таможне налоговиков не приставишь. И теперь у государства проблема – либо наполнять бюджет и "убивать" серый импорт, который, по факту, скорее черный, либо убивать ВПК, живущий за счет этого импорта.

Пятый конфликт

И на фоне всего этого есть еще один конфликт – между падением численности населения и борьбой с мигрантами. Демографическая обстановка в стране такова, что непрерывно растет число пенсионеров, падает доля молодежи, а само население убывает со скоростью полмиллиона человек в год. Потенциально это ведет к спаду в экономике. Исправить ситуацию могли бы мигранты, но с ними силовые органы ведут беспощадную борьбу.

И снова проблема, если разрешить приток мигрантов, то необходимо выстраивать сложную и грамотную миграционную политику, включающую адаптацию мигрантов, включение их в культурную и общественную жизнь страны. А если не разрешать, то страна будет гарантированно иметь экономический спад, и лишь в лучшем случае барахтанье около нуля.

Шестой конфликт

Но и это все можно решить, если бы в страну пришли современные технологии, позволяющие резко снизить потребность в рабочей силе и с помощью роста экспорта высокотехнологической продукции дать бюджету дополнительные налоги. Но это упирается в глобальный конфликт политических интересов стареющего президента с потребностями в сотрудничестве с современными развитыми странами.

И если внимательно посмотреть, то большинство этих конфликтов упирается в политические цели руководства страны, мешающие развивать экономику страны и повышать в ней уровень жизни.

Николай Кульбака

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены