Во вчерашней статье, в которой я возражал Алексею Навальному и Михаилу Ходорковскому, считающим, что нельзя злорадствовать по поводу ареста Стрелкова-Гиркина, так как арестован он был не за реальные преступления, я вскользь упомянул и о Викторе Шендеровиче, который, по моим агентурным сведениям, также высказывался в защиту этого террориста, заочно осужденного гаагским судом за сбитие малайзийского "Боинга" в 2014-м году. Но ознакомиться с его конкретными высказываниями, а значит, прокомментировать их я не мог, поскольку забанен Виктором Шендеровичем за мои статьи о нем.

Но вот читатели, спасибо им, познакомили меня с текстами Шендеровича. Вот ключевое из них (из поста от 22 июля):

"Стрелков – не политический заключённый (спасибо Черкасову Александру и другим, разъяснившим это). Однако совершенно несомненно, что он арестован противоправно.

Признание этого факта не делает Стрелкова равным Владимиру Кара-Мурзе или Илье Яшину, но зато не делает и нас равными ему и другим негодяям, для которых политическая целесообразность стоит выше прав человека."

Это момент истины.

Итак, мы имеем: арестован террорист, который – по его же хвастливым словам – нажал на спусковой крючок войны в 2014-м году, сбил "Боинг" с 298 пассажирами, а теперь ругал, как точно написал Навальный, людоедов не за их людоедство, а "за их недостаточный аппетит. И давал советы, как половчее есть людей. И как правильнее вести незаконную, агрессивную и глупую войну". По Шендеровичу, все те, кто с одобрением отнесся к тому, что этот террорист сам стал жертвой Системы, которой верой и правдой служил долгие годы, укрепляя эту Систему – все эти люди негодяи.

Не людоеды негодяи, а те, кто радуется, что один из людоедов попал в жернова Системы.

Значит, негодяи и те украинцы, которые с удовлетворением восприняли тот факт, что еще один людоед сожран другими каннибалами.

Украинцы, на страну которых напала фашистская Россия, гражданином которой является наш строгий автор. Устроив в центре Европы самый настоящий геноцид "братского", как они сами до сих пор утверждают, народа.

Украинцы, у которых русскими фашистами убиты близкие – мужья, жены, дети, матери, отцы.

Украинцы, у которых русские фашисты разрушили дома и квартиры.

Ну что ж, они уже были, по Шендеровичу, нацистами, не желавшими сочувствовать "нашим" несчастным мальчикам, которые иногда убивают украинцев, теперь для комплекта стали – негодяями, злорадствующими по поводу ареста террориста Гиркина. Негодяями, не желающими озаботиться нарушенными правами этого людоеда.

Обращаю, в целях точности формулировок, внимание Шендеровича: люди радуются не российскому беззаконию, которое давно не удивляет – а тому, что нейтрализован еще один очень серьезный враг Украины. А каким образом это произошло – украинцев волнует в последнюю очередь. И, сколь бы это ни огорчило Виктора Анатольевича, скажу: будут продолжать радоваться уничтожению каждого врага Украины, кто бы и каким способом его ни уничтожил. Потому что каждый уничтоженный или хотя бы нейтрализованный враг приближает победу Украины.

История, вообще, поразительная. С одной стороны, я не устаю удивляться метаморфозам, происходящим с Виктором Шендеровичем.

С другой стороны, если окинуть внимательным взором его послужной список, то удивление сменится пониманием, что разными червоточинками он был изъязвлен, источен уже давно, что давно он начал расчехляться тихой сапой, и что происходящее с ним сегодня, – вполне закономерно. К этому шло.

Вот, полюбопытствуйте. Этапы большого пути расчехления Виктора Шендеровича.

1. О его статье 2008 года, когда он уравнял агрессора и жертву – Россию и Грузию – и пророчил Саакашвили Гаагу за то, что тот посмел сопротивляться путинской агрессии, я уже писал в прошлых своих статьях. Одна цитата: "После того, что этот герой устроил в Цхинвали, ему действительно было бы полезно отдохнуть в Гааге... Саакашвили должен сидеть в Гааге – рядом с Путиным."

2. После событий 2014 года, аннексии Крыма и войны на Донбассе, Виктор Анатольевич не просто оправдывал, но превозносил как великую гуманистку, "спасительницу украинских детей" Доктора Лизу, которая в том числе вывозила в Россию донбасских детей. То есть, занималась по существу их депортацией, тем же деянием, которое Международным судом в Гааге теперь квалифицировано, как депортация, военное преступление, и за которое на Путина и Марию Львову-Белову выписан ордер на арест.

Из моей тогдашней статьи:

О хосписе, организованном в Киеве Елизаветой Глинкой, Виктор Анатольевич вспомнил, а вот о ее поездках на Донбасс и сомнительную деятельность там – почему-то умолчал. Тогда как даже такой неоднозначный политолог и политтехнолог, как Станислав Белковский 27 декабря в интервью телеканалу „Дождь“ так охарактеризовал Доктора Лизу: „Она была пиарщиком войны на Донбассе, она была пиарщиком войны в Сирии, поэтому на ней в значительной степени лежит моральная ответственность за все“.

О том, что Доктор Лиза вывозила ("спасала") в Россию донбасских детей, с гордостью писали как российские СМИ, так и сама Доктор: "...российские СМИ сообщают, что Глинка с 2014 года „помогала людям, проживающим на территориях ДНР и ЛНР“. Говорилось и о том, что организация, основанная „Доктором Лизой“, вывозила детей с Востока к России, никоим образом не согласовывав это с украинской властью.

В середине октября 2014 года Глинка якобы вывезла в Россию из краматорского детдома 29 несовершеннолетних „со сложными заболеваниями, часто врожденными, поражениями ЦНС“. Об этом Доктор Лиза заявила сама".

Не понимал Виктор Анатольевич, как на самом деле квалифицируются действия этой Докторши? – Что ж, гаагский суд теперь доходчиво, надеюсь, это ему разъяснил.

3. Затем он устроил вселенский плач по той же Доктору Лизе и ансамблю Александрова, погибшим при крушении самолета, когда они летели на новый 2017 год развлекать "наших ребят" в Сирии, которые "иногда убивали" сирийцев. И точно так, как теперь, называл "негодяями" тех, кто не хотел скорбеть вместе с ним о погибших: "Просьба ко всем, кто, по случаю катастрофы самолета Минобороны, испытывает радость или желание нравоучительно порассуждать об ответственности погибших за путинские преступления, божьей воле и прочей дряни, – забаниться самостоятельно". – Похоже, банить тех, кто с ним не согласен, стало фирменным стилем Виктора Анатольевича.

4. Жестко подвергая критике пропутинских политиков и пропагандонов, грудью ставал на защиту соратников по творческому цеху, которые стали доверенными лицами Путина, одобряли все его мерзости, включая агрессию против Украины. Корпоративная солидарность.

У меня об этом был ряд статей – о защите Шендеровичем Захарова, Табакова, Константина Райкина, Сокурова, который до сих пор продолжает быть членом совета по защите прав Людоеда, Жванецкого, который, несмотря на агрессию Путина против его родной Украины, все годы верой и правдой служил на одном из главных пропагандистских каналов Путина. В 19-м и 20-м годах, когда я написал статьи о защите им Жванецкого ("Казус Жванецкого" и "Дежурный по Мордору"), многие меня ругали: Жванецкий никогда не высказывался в поддержку аннексии Крыма, в поддержку Путина вообще, не был его доверенным лицом. Сегодня, после полномасштабного вторжения и убийства более сотни тысяч украинцев, надеюсь, стало понятно, что приличному человеку недопустимо было работать на пропагандистском канале информационных войск Путина, который все эти годы, расчеловечивая россиян, готовил их к одобрению предстоящей войны?!

Печально – без всякой иронии – я гляжу на происходящее с Виктором Анатольевичем. Прецедентов, каждый из которых по отдельности можно было бы трактовать как исключение, случайность, заскок творческой натуры, набралось так много, что они складываются в единую и цельную картину, в систему.

Глядя на которую, уже можно делать концептуальные выводы о причинах поразительной на первый взгляд трансформации, случившейся с любимым писателем-сатириком.

Вадим Зайдман

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter