Шесть лет в отношении российских спортсменов действуют международные санкции. Всё началось с 2014 года, когда вышел документальный фильм "Секретный допинг. Как Россия добивается побед". Легкоатлетка Юлия Степанова и её муж Виталий, бывший сотрудник РУСАДА (Российское антидопинговое агентство), рассказали про массовое использование в стране допинга. Вскоре WADA начало проверку, а через год отчиталось, что в России было массовое и систематическое употребление допинга. Тогда Международная ассоциация легкоатлетических федераций (International Association of Athletics Federations, IAAF, ИААФ; ныне — Мировая легкая атлетика) временно приостановила членство Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА). Из-за этого Россия пропустила Олимпийские игры, которые проходили в 2016 году в Бразилии.
В этот период случилось еще и обвинение спортсменов в употреблении мельдония. Его запретили в январе 2016 года, а в марте стало известно, что он обнаружен в допинг-пробах ряда российских спортсменов. В частности, в его употреблении обвинили теннисистку Марию Шарапову. Через месяц выяснилось, что его следы остаются в организме еще несколько месяцев после окончания приема. В итоге ограничение с некоторых спортсменов сняли.
В том же году независимая комиссия WADA обвинила Министерство спорта РФ в том, что оно поддерживало допинговую программу. Тогда Путин заявил, что готов отстранить виновных чиновников, если комиссия предоставит более полную информацию.
Кроме того, из-за допинга российскую команду лишили 13 медалей, полученных во время Олимпиады в 2014 году. Также российской команде запретили выступать под флагом и гимном страны на будущих Олимпиадах.
На зимних Играх в Пхенчхане российские спортсмены выступали под нейтральным флагом и в статусе "олимпийских атлетов из России". На уже прошедшей Олимпиаде в Токио сборная выступала под названием ОКР (Олимпийский комитет России), а в качестве гимна использовался фрагмент из концерта для фортепиано с оркестром №1 Петра Чайковского.
Из-за предыдущих скандалов российская команда находилась под пристальным контролем на соревнованиях в Токио. На протяжении всей Олимпиады, а также за несколько дней до нее допинг находили сразу у нескольких спортсменов зарубежных стран. Российских спортсменов среди них не было. До недавнего момента.
Российский триатлонист Игорь Полянский сдал положительный тест на допинг. Причем тест был взят еще 21 июля, а о результатах ему сообщили 5 августа. Тут же возмутилось Министерство спорта России и заявило, что если факт употребления подтвердится, то оно примет жесткие меры.
Допинговый скандал был наиболее обсуждаемым в зарубежных СМИ и среди иностранных зрителей. В России же привлекали внимание совсем другие вещи.
На российских телеканалах обсуждения начинались от "российского доминирования" до несправедливого отношения судей к спортсменам. Конечно же, федеральные каналы не могли пройти мимо ЛГБТ-темы. Дело в том, что один из британских спортсменов Том Дейли на пресс-конференции рассказал про свой каминг-аут и добавил, что гордится тем, что является геем. После его заявления гей-тема стала самой обсуждаемой на отечественном ТВ. Также обсуждали трансгендерную тяжелоатлетку Лорел Хаббард.
Точнее, никакого обсуждения не было, были язвительные комментарии и оскорбления. Например, ведущий телепередачи "Время покажет" Анатолий Кузичев вышел в парике с длинными волосами, изображая Хаббард. Людей, которые родились мужчинами, но чувствуют себя женщинами, Кузичев назвал "психопатами". На это отреагировал МОК (Международный олимпийский комитет). Он потребовал разъяснений по поводу оскорбления спортсменов.
На соревнованиях также отличилась Беларусь. Олимпийский комитет Беларуси 1 августа снял с соревнований легкоатлетку Кристину Тимановскую в связи с ее "эмоционально-психологическим состоянием". Девушка же заявила, что ее насильно пытались вывезти из Токио, несмотря на то, что 2 августа у нее должен был состояться старт на 200 метров. Тимановская рассказала журналистам, что боится лететь в Беларусь, и попросила политического убежища в Европе. В итоге спортсменка получила политическое убежище в Польше.