В бесконечной истории сирийского конфликта подошло время для нового события – очередных президентских выборов, которые состоятся 26 мая. Ныне действующая конституция страны была принята в начале конфликта – в 2012 году – и предусматривает избрание президента на семилетний срок с правом переизбрания на второй срок. Первые выборы прошли в 2014 году, президентом предсказуемо был избран Башар Асад. Сейчас, через семь лет, он реализует свое право на переизбрание. Его соперниками станут Абдалла Саллюм Абдалла, бывший министр, представляющий Социалистическую юнионистскую партию, давнего союзника асадовской партии Баас. И Махмуд Ахмед Мараи, генеральный секретарь Демократического фронта оппозиции, созданного в 2016 году из политиков, признающих Асада президентом страны. Другие оппозиционные силы – от протурецких до курдских – в выборах не участвуют.

Большинство сирийской оппозиции настаивало на проведении выборов по новой конституции. Но проблема в том, что Конституционный комитет Сирии, созданный в 2019 году, за это время никаких результатов не добился. Сторонники Асада считают, что если какие-то перемены и нужны (в чем они не уверены), то оформить их можно поправками к конституции 2012 года. Оппозиция требует разработать новую конституцию. Так как в результате военных действий Асад при поддержке России и Ирана вытеснил оппозицию из большей части занимаемых ею районов, он может не торопиться – и работа комитета может проходить долгие годы с тем же успехом (если, конечно, оппозиции это не надоест).

Запад выборы не признает, Россия же направляет на них наблюдателей и подчеркивает, что сирийцы должны сами решить свою судьбу на основе действующей конституции. Также наблюдать за выборами будут представители Алжира, Армении, Беларуси, Боливии, Венесуэлы, Ирана, Китая, Кубы, Мавритании, Никарагуа, Омана, Эквадора и ЮАР. В этом ряду необычно выглядит Оман – но правящая в нем ибадитская династия известна своим прагматизмом и способностью не ссориться ни с кем из региональных игроков.

Не приходится сомневаться в том, что по итогам выборов Асад будет переизбран на новый срок. А дальше действительно может встать вопрос о поправках в конституцию – только без Конституционного комитета. Ведь будущий срок для Асада последний, в 2028 году ему будет 63 года и вряд ли он захочет уйти. Правда, до этого времени ему еще надо продержаться у власти – сейчас его позиции выглядят прочными, но что будет через семь лет, не знает никто.
 

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены