За прошедший век Россия (в т.ч. Большая Россия) пережила 4 волны "исхода". 1917-21, 1944-46, 1971-2000* и 2012-.... В 1, 3 и 4 преобладали представители элит и субэлит (аристократия, духовенство, интеллигенция, протосредний класс или "мещанство"), во 2 - выходцы из социальных низов (бывшие пленные, угнанные на работу в рейх или воевавшие на стороне рейха, оставшиеся на Западе).
Последняя волна, начавшаяся в мае 2012 года, была одной из самых грандиозных - она унесла порядка 2 млн., причем именно представителей интеллектуально-интеллигентского и среднеклассового слоя. Это была реакция на путинскую контрреволюцию.
Точно также как "еврейская волна" 1989-91 годов подорвала электоральные позиции собственно либеральных российских партий, так и последняя волна вообще лишила их устойчивого парламентского будущего.
Тут проблема в том, что в современном западном мире (в этой части Россия к нему полностью относится) электоральные симпатии в значительной степени определяются цивилизационными (т.е. соотнесением себя к фазе цивилизационного перехода), а не социальными причинами. За ультраправых голосуют дети и внуки избирателей левых партий - коммунистов, социалистов, социал-демократов. 110 лет назад Август Бебель про первые проявления таких тенденций писал: "Антисемитизм - социализм для дураков".**
Возник феномен "Бедные - за миллиардеров". Лишь бы только этот богач был популистом и демагогом.
Россия выходит из традиционализма феодально-псевдокатолической (роль церкви играла тоталитарная партия) цивилизационной фазы в либерально-протестантскую (я назвал ее "веберианской"), а значительная часть Запада - уже в следующую фазу - некую либерально-социалистическую, которую я назвал "маркузианской").
Но выход этот совершают в первую очередь жители крупных городов во втором и третьем поколении. За пределы этого социально-демографического круга либеральным идеям выйти очень трудно.
Одновременно из другой трубы, как я отметил выше, в бассейн вытекает с огромной скоростью. Посему даже фракцию в парламенте либералы европейского типа составить не смогут.
Сегодня "русские*** европейцы" разделены на почти равные сегменты - сторонники либерализма в России, сторонники либерализма, удравшие от Путина за границу и заграничные сторонники Путина, "удравшие от Брежнева, Горбачева и Ельцина".
Путинизм - это сегодня огромный массив наполовину вышедших из архаики,
потому что наиболее традиционалистские слои - это как раз его оппоненты - сторонники КПРФ (сталинисты, т.е. советские фундаменталисты) и ЛДПР ("догосударственная" субкультурная "метакриминальная" архаика).
Это как к невидимому спору Ришелье и д'Артаньяна о новых и старых порядках (о праве дворянина биться на дуэли и праве королевы заводить шашни с придворным соседнего и враждебного королевства) вдруг присоединяется Монтескье и начинает проповедовать спорщикам необходимость разделение властей и конституцию.
Это я к тому, что никакая электоральная мобилизация и консолидация не спасет либералов (они опять пришли на сто лет раньше своего времени).
Есть две возможности.
Выход из пределов либеральных представлений с понятными массам лозунгами "забастовки" (т.е. "все красное**** - западло") и "грабь награбленное".
Ждать четверть века, пока не вырастет новое поколение жителей агломераций и, напротив, различные "санитары леса" вроде развала муниципальной медицины и "боярышника" всех мастей не уберут путиноидов - как ждали европейские социалисты, когда новое поколение рабочих лишний пфенниг, сантим или грош потратит не на выпивку, а на газету с политическим разделом. Так в 2012 году участники московских протестов "не дождались" навальнианской молодежи ("фрименов") в провинциальных центрах, она пришла лишь спустя пять лет.
______
* Она пришла к путинизму за четверть века до его появления.
** Уроженец Вены Стефан Цвейг вспоминает, что когда с третьего захода мэром австрийской столицы стал глава Антисемитской лиги (два раза итоги выборов отменял просвещенный император), то это была необычайно честная и эффективная администрация (контраст со знаменитой бюрократией Дунайской монахии), не позволявшая никакой дискриминации, а новый мэр старался иметь отличные личные отношения с евреями - но широким венским массам нравился лидер, абстрактно поносивший "еврейское засилье".
*** Еще ассоцирующие себя с Россией, а не дележом Иерусалима и спорами о рабочим графике электричек и супермаркетов в шабат.
**** В значение государственное, "мусорское", а не советское.
! Орфография и стилистика автора сохранены