Вскоре Хасану и Гулистан предъявили обвинение в попытке незаконного пересечения границы по недействительным документам (ч. 1 ст. 322 УК РФ). 13 сентября супруги написали заявления в УФМС России с просьбой предоставить им временное убежище, но тогда им отказали в просьбе. Ранее следствие просило заключить семью под стражу. Однако Химкинский суд решил взять с беженцев залог в 50 тысяч рублей и разрешил им остаться в транзитной зоне аэропорта.
В суд Хасана и его супругу Гулистан доставили конвоиры. Дети остались в аэропорту одни, их не стали брать с собой.
Уголовные дела в отношении супругов рассматривались друг за другом. Первой в зал завели Гулистан.
"Гулистан Шао Исса совершила покушение на незаконное проникновение на территорию РФ", — зачитала обвинительное заключение прокурор. Аналогичное обвинение предъявили и Хасану. На суде они отказались признать вину.
Хотя во время предварительного следствия во время допроса они согласились с предъявленными обвинениями. "Следователь подавал бумаги и спросил, вы действительно верите, что паспорта не поддельные? Я была уверена, что документы действительные. Он предупредил, если вы скажите так, то у вас будут большие проблемы. Я согласилась с ним и подтвердила вину", — пояснила Гулистан через переводчика.
Также гособвинение представило суду экспертизы ФСБ, в котором указано, что паспорта Хасана и Гулистан поддельные. Кроме того, у прокурора была справка из сирийского посольства, указывающая, что обвиняемые не получали эти паспорта, но "если эти граждане обратятся к нам, то смогут получить необходимые документы".
Комитет "Гражданское содействие", который помогает беженцам, отправил официальный запрос в сирийское посольство. Правозащитникам подтвердили подлинность документов, их паспорта, согласно письму, были выданы управлением иммиграции и паспортов 24 декабря 2014 года.
В ходе процесса допросили пограничника Алексея Леонова, который заподозрил при прохождении паспортного контроля, что документы поддельные. Он рассказал, что подозрения у него вызвал маршрут следования семьи и большое количество багажных бирок.
"В паспорте стояла туристическая виза, мне показалось подозрительно, что у них так много багажа, ведь они приехали как туристы", — сказал пограничник.
После Леонова в суде выступила старший прапорщик Алевтина Колечкина, которая несла службу в тот день в зоне прилета аэропорта. Она подтвердила, что паспорта оказались фальшивыми:
"Пассажиры предъявили сирийские паспорта, в документах был ряд признаков на замену страниц с установочными данными. Затем их провели в специальное помещение, где в течении трех часов проводилась специальная проверка. Затем было принято решение о задержании", — рассказала Колечкина. При этом она добавила, что у российской визы не было следов подделки.
Затем допросили Гулистан.
"Мы переехали в Ирак, пытались убежать от войны из Сирии. Но и там был дикий ужас, детям было страшно, мы слышали взрывы. Чтобы спасти детей, решили переехать в Россию, поскольку тут у меня живет сестра, — говорила Гулистан и под конец своего рассказа не смогла сдержать слез. —
Люди добрые, неужели нас признали, что мы террористы? Убегая от войны, я спасала своих детей".
Гулистан утверждает, она не знала, что у нее фальшивые документы. По ее словам, она получила сирийский паспорт, потому что в их местном паспортном столе в Ираке отказались выдать документы ее детям, поэтому пришлось делать сирийские паспорта. Кто делал документы, она не знает и говорит, что этим вопросом занимался муж. Она также настаивает, что при задержании пыталась объяснить пограничникам и сотрудникам полиции, что приехала в Россию просить убежище.
"Я латинскими буквами написала, что прощу убежище, но мне потом сказали, что им непонятно, что я написала, и просили написать на русском", — добавила Гулистан.
Прокурор интересовалась, почему подсудимая имеет гражданство Ирака, но предоставила сирийский паспорт. Как пояснила Гулистан, она вышла замуж за Хасана, гражданина Сирии, и таким образом получила еще одно гражданство.
В свою очередь адвокат беженцев из "Гражданского содействия" Роза Магомедова обратила внимание суда, в каких условиях содержится семья. Когда их вернули в транзитную зону аэропорта, Хасан с Гулистан вместе с детьми спали сначала на картонках, подложив под голову сумки, потом им передали надувные матрасы. В изоляторе дети заразились вшами. Нет условий, чтобы принять душ и приготовить поесть. На вопрос защитника, как долго Гулистан содержится в аэропорту, женщина растерялась и не могла точно ответить.
"Я не могу сказать, какая сейчас дата. Мы сидим в курилке в транзитной зоне без календаря, — заплакала Гулистан. — Люди нам подают деньги, продукты. Мне так стыдно".
На втором процессе Гулистан сидела на скамейке вместе с мужем, пока судья ушла в совещательную комнату для написания приговора. Теперь был черед Хасана.
"Я гражданин Сирии, какое преступление мог совершить?" — недоумевал Хасан.
Он объяснил, что паспорта им помог оформить его брат. Он посоветовал оформить документы в сирийском Курдистане в паспортно-визовой службе. Всеми формальностями и получением паспортов занимался брат. У Хасана не было сомнений, что документы могли оказаться фальшивыми.
В ходе прений обвинение запросило супругам штраф в размере 30 тысяч рублей каждому.
Защита же настаивала, чтобы Гулистан и Хасан были освобождены от уголовной ответственности и смогли покинуть транзитную зону аэропорта. "Мы должны проявить благоразумие и освободить их. Есть примечание к ст. 322 УК РФ, которое освобождает от уголовной ответственности (Конституция освобождает от ответственности за нарушение пересечения границы в случае, если нарушитель просит политическое убежище и не совершил других нарушений — прим. Каспаров.Ru)", — настаивала адвокат. Она отметила, что в настоящее время супруги обжаловали отказ им предоставить убежище. Кроме того, глава ФМС Константин Ромодановский, которому также было адресовано послание правозащитников, обещал, что повторно рассмотрит заявление семьи.
Вскоре судья зачитала приговор и признала Гулистан полностью виновной в покушении на незаконное пересечение российской границы России. Ее оштрафовали на пять тысяч рублей. Вместе с этим судья определила вернуть залог в 50 тысяч рублей Гулистан за снятое уголовное обвинение. Точно такое же решение вынесли и Хасану.
После суда под конвоем семья вновь вернулась в транзитную зону аэропорта Шереметьево и повторно подаст документы на предоставление убежища. Остается ждать ответа от ФМС.
Андрей Карев
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter