В Амстердаме был футбольный матч, а в Софии — премьера театрального спектакля. И там, и там практически одновременно на собравшуюся публику обрушились тупоголовые агрессоры, которые не собирались смотреть зрелище, а устраивали свое. Пробовали силы, искали дыры в Европе, в которой живут и которую ненавидят. Про голландский антисемитский погром знают, очевидно, все желающие, а про болгарскую антипремьеру стоит рассказать.
В 1893 году Бернард Шоу задумал комедию о том, как разные люди ведут себя во время войны, принимая ее, используя, прячась от реальности. Думал-думал — и решил, что близкие по времени события войны в Болгарии — хороший оттеняющий фон для восприятия незаинтересованной публики. "Оружие и человек" – так назвал английский драматург пьесу, которая в русских постановках называлась "Шоколадный солдатик". И вот Джон Малкович, звезда мировой сцены и экрана, принял приглашение Народного театра имени Ивана Вазова, главного театра Болгарии, и выбрал для постановки пацифистский водевиль Бернарда Шоу.
Патриоты возопили, не читая пьесы, не вспоминая, кто такой Шоу и кто такой Малкович, твердя лишь о том, что они — британцы. Тут и выборы были близкие, и партии "Величие" и "Возрождение" (правда, говорящие названия?) пытались завладеть вниманием выборной сценической площадки. Выборы прошли, начался дележ портфелей и клейка коалиций — и тут подоспела премьера. Кликнули клич среди внепартийных активистов — и 780 зрителей, купивших билеты, натолкнулись на примерно такие же силы протестантов в масках, с флагами и дымовушками. Полиция уговаривала зрителей не обострять ситуацию, а протестующие говорили, что спектакль, которого еще никто не видел, оскорбляет их национальное достоинство, и почему-то кричали: "Не пьеса, а позорище!", "В отставку!", "Долой Джона Малковича!"
Здесь хочется сказать вообще о реакции на зрелища, на "шоу", на которые ты не допущен по своей или чужой воле. Первое. Не хочешь — не смотри. Второе. Посмотрел, не понравилось — выскажись. Третье. Театр — не телевизор и даже не кино или не закрытый ночной клуб, хотя по степени влияния на массы ныне вполне сравним с последним. Так что о развращающем воздействии на молодое поколение говорить не стоит. А о национальной гордости стоит: не хочешь, чтобы задевали — не расчёсывай! Не тычь ею в глаза, а приумножай. Соответствуй цивилизации, догоняй, если отстал. Тут к месту цитата (пересказ с болгарского) из пьесы Шоу: "Знал я в Пловдиве одного англичанина, так он каждый день моется холодной водой! Вот какая гадость идет от англичан. А мой отец дожил до 98 лет и мылся, только если надо было в люди выходить!" Кстати, один из организаторов "протеста" руководит обществом "Отцовский очаг", а его соратник и тоже противник англосаксов и вообще западной цивилизации разбил несколько лет назад свой "Бентли" ценой 250 тысяч евро. При работе кметом небольшого села...
На следующий день спектакль давали снова, у входа зрителей встречали актеры других театров, политики, интеллигенты — для поддержки. Протестной массовки не было. Думаю, ей заплатили только за одно действие, второй акт не был предусмотрен. Кто заплатил? А кто вообще воду мутит в Болгарии, недовольный ее членством в ЕС и НАТО? Скорее всего, один из концов "Оси зла", другой конец которой отметился погромом в Амстердаме.
! Орфография и стилистика автора сохранены