Для американского астронавта Томаса Стаффорда определение "легендарный" не будет ни чрезмерным, ни пафосным. Но есть в его биографии история, которая затронет не только интересующихся историей освоения космоса, но и всех человечных людей.
Впрочем, обо всем по-порядку.
Легендарным оказался не только будущий командир "Аполлона-18", но и весь второй набор астронавтов США. Первый ("Парни, что надо" - так назывался и фильм о них) - это ветераны Второй мировой, войны на Тихом океане. А вот дальше учли смену поколений. Во втором наборе были более молодые летчики, хотя некоторые участвовали в боевых действиях. Брали лучших из лучших. И все они проявили себя в невероятных для начала 60-х проектах - полеты на Луну, орбитальная станция, некоторые завершили карьеру на "шаттлах".
Второй набор астронавтов НАСА (справа в верхнем ряду - Томас Стаффорд)
Техасец Томас Стаффорд к тому времени уже успел поработать инструктором школы летчиков-испытателей на базе Эдвардс. А первый космический полет был на корабле "Джемини": впервые не просто два корабля оказались в космосе, но и проводились маневры по сближению, важные для дальнейшей программы.
Следующий полет последовал через полгода. Он бы и не состоялся, но основной экипаж "Джемини-9" погиб в авиакатастрофе.
А дальше была лунная программа. Томасу Стаффорду не удалось ступить на Луну, но он был командиром в финальном испытательном полете. Задача - достигнуть Луны и провести все необходимые маневры. Стаффорд и Юджин Сернан должны были занять места в лунном модуле, отстыковаться от "Аполлона-10". А затем - начать спуск к Луне. По расчетам, до нее должно было остаться всего ничего - 14 км.
Программа была успешно выполнена. И вот тут едва не произошла катастрофа: лунный модуль стал неожиданно вращаться. Только благодаря хладнокровию командира удалось его выровнять, а затем удачно пристыковать к "Аполлону-10".
Лунный экспедиционный модуль "Аполлона-10" (фото с командного модуля)
Возможно, это хладнокровие и сыграло роль в выборе командира особой миссии - для стыковки с советским космическим кораблем.
А дальше - четвертый полет, то самое рукопожатие в космосе, обошедшее все мировые СМИ, символ разрядки во времена "холодной войны".
"Холодная война" вскоре пошла на новый виток, но с командиром советского корабля - не менее легендарным Алексеем Леоновым - Томас Стаффорд продолжал дружить и на Земле.
"Мы все друзья — космонавты и астронавты, так как мы профессионалы. Когда мы работаем в космосе, то там нет границ, и мы говорим по-русски, по-английски и на смеси этих языков", - говорил Стаффорд. По-русски, кстати. Это и был самый настоящий и добрый русский мир безо всяких кавычек, во многом разрушенный ныне авантюристами...
Вот мы и подошли к той самой истории.
Дело в том, что у генерала Стаффорда были две дочери. А ему хотелось сына - пусть даже и приемного.
И приемные дети появились - сразу двое. Одного зовут Майкл, второго - несколько странно для США (хотя есть ли в Америке какие-то странные имена!) - Стас.
И оба - из России.
Усыновление случилось благодаря Алексею Леонову. Он позднее вспоминал:
"Том очень хотел, чтобы у него был ребенок с русскими корнями. Поехали в хороший детский дом, и Стаффорду там понравился мальчик. Познакомились. Чай сели попить. Мальчишка спрашивает: "А можно я своего друга приглашу? " Ну, давай друга", - отвечаем. Одному тогда было 8 лет, другому - 10 лет. Стафофорд пригласил ребят на зимние каникулы. Потом приезжает и говорит: "Я не могу их разделить"".
Как сложились судьбы двух друзей, ставших братьями?
Они все же разделились: Миша-Майкл выбрал гражданский университет, Стас пошел по стопам приемного отца, избрав военную карьеру, он закончил академию Вест-Пойнт.
Как сложились бы судьбы мальчиков, не случись чуда? Сложно сказать - но вряд ли столь же успешно.
Но обратим внимание: шел 2003-й. А через десять лет группа лиц - и отнюдь не в США, а в РФ, - сделала все, чтобы чудес больше не происходило. Они и сами почти не скрывали, что дело - не в гибели усыновленного американской парой мальчика Димы Яковлева, а в ответной мести за первые санкции.
Такие понятия, как дружба и сострадание им оказались недоступны... Как нормальные люди прозвали подлый закон о запрете усыновления гражданами США - известно всем.
Вот такая история.
Генерал-лейтенант ВВС США Томас Стаффорд прожил долгую и прекрасную жизнь. Он ненадолго пережил своего русского друга Алексея Леонова. 18 марта его не стало. Теперь оба они - не здесь. Не знаю, что там ждет. Но думаю, они встретятся снова - как тогда, в 1975-м. И снова - как друзья. Русский и американец - дружбу из песни не выкинешь, как ни старайся.
! Орфография и стилистика автора сохранены