В незапамятном начале двухтысячных контрразведка одной питерской группировки узнала о заказе на своего авторитета средней руки. "Короче, слушай сюда, — сказал ему секьюрити, — ты кандидат". "Куда?" — живо заинтересовался спасённый. Секьюрити не сразу нашёлся что ответить. "В президенты!!!" — заорал он.

Тогда обошлось. Но тот хеппи-энд вспоминается теперь на фоне надеждинских очередей. И не "антивоенный кандидат" приходит на ум (ему-то что), а люди, вставшие в очередь на подписи за него. О чём, собственно, и написал Александр Скобов.

Не бывает выборов во время войны. Война — и есть выбор. Отменяющий все прочие. Не может быть в войну "антивоенного кандидата". Невозможна абстрактно антивоенная позиция. Когда летают твёрдые пули, призывы к "миру вообще" либо бессмысленны, либо (что чаще) лукавы. Мир возможен только на условиях одной из сторон. По результатам её победы. Это автор формулирует с достойной чёткостью: "Нет "партии войны" и "партии мира". Есть "партия победы Украины" и "партия победы над Украиной".

Вряд ли стоит анализировать тезисы Надеждина. Остановка военных действий по сложившейся линии соприкосновения и начало переговоров без освобождения оккупированных территорий (это как самый минимум) — умеренный вариант победы кремлёвского режима. Ценник такой "антивоенности" более чем очевиден. Глупо было бы ждать другого. Если некто допущен к "выборной" процедуре — значит, уполномочен озвучить завизированное в Кремле. Никакой позиции, кроме одной из кремлёвских версий, никакой Надеждин представлять не может. Никакие нюансы-изыски значения не имеют. "Иного не дано", как говорили прорабы перестройки в годы начала надеждинской политкарьеры.

Люди в очередях обманывали себя. Но не всегда. Некоторые откровенно признавали: шли потусоваться среди единомышленников, выбраться из одинокой тоски. Психотерапия, короче. Бессмысленная, но хотя бы безвредная. Хуже, когда начинаются глубокомысленные благоглупости про "выражение настроений", "общественное давление", "точку сбора" и т.п. Здесь уже тяга к гибридности первых путинских десятилетий. С "умными голосованиями" и "митингами протеста" в омоновской цепи ("мы хотели, чтобы власть нас услышала"). Вроде уже получили за эти умности сполна. Или всё-таки не хватило?

Надеждинские очереди отнюдь не были вызовом режиму. Хозяева благосклонно поглядывали на них. Включить в свои процедуры — уже подчинить. Безразлично, с какой риторикой и под какой балалайкой. Хоть трижды "антивоенной". Подписали — признали "выборы" выборами. Расписались в лояльности. Неважно, за Путина или за Надеждина. Хоть за Харитонова.

"Выборы" задуманы, как в СССР, всенародным праздником единения с властью. Но времена не те — кто именно вписан в бюллетень, вообще не имеет значения. Тут система отлажена. А вот хмурое настроение небольшой, но заметной части общества не совсем в струю. Мало ли, до чего додумается хмурый интеллигент. Ещё выдвинется "с папироской последней в зубах". (Было дело, столичный философ бросал Молотова в росгвардейские автозаки.) Затем и брошена кость с кремлёвского стола — "кандидат" с удачно подобранной фамилией. "Рассейтесь, милые рабы", — говорил в стихотворении Беранже капитан-работорговец, устраивая кукольный театр на невольничьем корабле.

Рассейтесь — в смысле: отвлекитесь. Поверьте в возможность ненапряжных и нерисковых перемен. В духе всё той же перестройки, тепличные условия которой формировали российскую общественность. Отвернитесь от реальности. От войны, которая не только принесена из РФ в Украину, но пришла и в Россию.

В эти же дни завязалась жёсткая полемика о приговоре Дарье Треповой. "Идёт обвинение всех и каждого в желании жить в мирное время и быть в безопасности", — возмущался Дмитрий Рылов, ставший известным как муж Дарьи. "Хотите реконструировать в своих локациях свою довоенную жизнь. Чтобы было удобнее не нести историческую ответственность за жертвы, вцепились в возможность себя самих провозгласить жертвами, — отвечал объявленный в розыск Роман Попков. — В недалёком будущем война станет, судя по всему, ещё более страшной. Вы не отсидитесь нигде". В общем-то, разговор о том же. Как и спор Виталия Скойбеды с Александром Черкасовым, является ли Трепова политической заключённой. "Мемориал" имеет по этому поводу "правовые" возражения. Абсурдные с точки зрения участника войны. Но не более абсурдные, нежели рассуждения об "антивоенном кандидате". Разрешённом свыше.

"Это — идеологическая война. Гражданская война, которая является следующей фазой продолжающегося распада советской Империи", — пишет Владимир Пастухов. Возражать ему бросился Игорь Яковенко — сам не раз повторявший, что "единственная оппозиция путинскому режиму — это ВСУ". Каким образом этот резонный тезис уживается с возражениями, спрашивать не будем. Ибо не до интеллектуальных парадоксов. Важно другое.

В составе ВСУ и украинской Теробороны воюют Легион "Свобода России" и Русский добровольческий корпус. Ответственность за партизанские акции в России брала на себя Национальная республиканская армия. Ещё больше россиян включаются в сопротивление спонтанно и самостийно. Взрывы, поджоги, выстрелы по факту сделались бытом российской жизни. Вот в каких категориях ставятся ныне вопросы. Вот от чего призваны отвлечь псевдоэлекторальные манипуляции.

"Агитация должна вестись максимально агрессивно", — формулирует Скобов. Тут не возразишь, на войне иная не работает. Тем более что агитация эта будет основана не на "евролиберальных", а на подлинно традиционных ценностях чести и битвы — с которых начинала Европа и которые вернула Украина. Вопрос лишь, кого агитировать, где и как? Думается, не Фейсбук и не Ютуб имеет в виду Александр Валерьевич.

Улица, подворотня, шалман: словом, "хата". Вот куда придётся идти, вот в какие очереди придётся вставать. Откуда выходят с коктейлями на военкоматы, автозаки, карательные штабы. Если кандидатами — то туда.

…Обоих участников давнего разговора о "кандидате в президенты" сейчас нет в живых. Нет, не потому, о чём вы подумали. Однако когда политика, как водится, занялась ими, один стал путинским лоялистом, другой жёстким противником режима. Но это другие истории.

Степан Саглинин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Уважаемые читатели!
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция