Между тем довольно интересное происходит на ассамблее ООН, куда съезжаются мировые лидеры. По понятной причине там не будет Путина плюс не приедет Си Цзиньпин. У Китая свое обострение с окружающей его обстановкой.
Генсек ООН Гуттериш в своем выступлении заявил, что ООН требуется срочное реформирование, в противном случае организация перестанет выполнять свою роль в изменившемся мире.
Это завуалированный, но совершенно четкий посыл для реформы Совета безопасности, а именно - его основы из пяти постоянных членов с правом вето. Предлагается расширить число постоянных членов (предположительно вдвое или даже больше), но вот насчет право вето - пока есть неясности.
То, что Совбез уже не соответствует сложившимся балансам, сомнений не вызывает. В первую очередь из-за России, которая формально является правопреемником СССР в ООН, но по факту в мировых балансах находится где-то между африканскими странами и странами Третьего мира. Что, понятно, не добавляет устойчивости этой структуре.
Но здесь более важно другое: ООН вообще намерена реформироваться до структуры, которая получит реальные полномочия, изъяв их из ведения национальных государств. Готовящееся Пандемическое соглашение - своего рода стресс-тест национальных государств, насколько они готовы отдать свой суверенитет в отдельных, но чувствительных областях наднациональным структурам.
Строго говоря, ООН с удовольствием заберет под себя все вопросы, в первую очередь вопросы безопасности в самых разных областях. Оставив национальным государствам лишь локальные возможности. Идея, возможно, и неплохая, но вызывает серьезные сомнения, так как ООН - это Голем, который живет ради выполнения своей собственной программы, но никак не ради того, что декларируется в качестве его целей. И на сегодня передача суверенных прав в руки ООН при полном отсутствии контроля за его деятельностью - не самая лучшая идея.
Тем не менее, вопрос ставится, причем уже прямо и открыто. Это не значит, что уже завтра все побегут реформировать Совбез. Потребуется создать не один масштабный кризис, чтобы переломить несогласных, но как мы смогли убедиться по пандемии, возможности для проектирования таких кризисов вполне существуют.
! Орфография и стилистика автора сохранены