Траурная музыка
Стрижка полубокс
У России два союзника
Чейн и Стокс. 

Очень люблю я эти строчки поэта Аркадия Штыпеля. В начале марта 1953 часть советских граждан ждали, затаив дыхание, смерти вождя - и свободы. Надежда на скорое избавление была дарована бюллететем о здоровье вождя - там упоминалось дыхание Чейна-Стокса, то сть предсмертная агония.

Эта эмоция ожидания и отчаяния объединяла людей, и русского с незнакомым эстонцем, и соседей, и заключенных. А создание эмоционального сообщества - путь к ритуалу, который будет переворачивать принятые тенденции, в том числе официальное поминовение вождя.  Так появились ночные анти-поминки: в траурные дни после смерти Сталина люди тайно праздновали смерть тирана и поднимали бокалы за Чейна и Стокса. 

Постепенно Чейн и Стокс стали символом тайной надежды. Физик Юрий Гастев, проведший несколько лет в сталинских лагерях из-за доноса, в 1971 вставил  благодарность этим  врачам в свою диссертацию, а потом и в его книге появилась вот такая ссылка на несуществующую статью, вызвавшая огромный скандал: "Чейн, Стокс. Дыхание смерти означает рождение жизни".

Ритуал анти-поминок не умер и сейчас. Где-то появляются граффити (Саратов, 2022), или демонстративная коммеморация Прокофьева, который тоже умер 5 марта. 

Если у вас в семье отмечался или отмечается день смерти Сталина (или вы слышали про какие-нибудь интересные особенности), пожалуйста, расскажите мне об этом. Спасибо!

Александра Архипова

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены