Результаты второго тура парламентских выборов во Франции наделали много шума. Некоторые французские и европейские СМИ назвали их политическим землетрясением. Но это все же журналистское преувеличение.
Конечно, итоги воскресного голосования означают серьезное поражение для президента Макрона. Его либеральная коалиция "Вместе", состоящая из партии "Вперед, Республика!" и двух других центристских партий, получила 245 мандатов в Национальном собрании из 577. После выборов 2017 г. лагерь Макрона имел 345 голосов. Теперь до абсолютного большинства правительству будет не хватать 44 голоса.
Такая ситуация возникла во Франции впервые с конца 1980-х годов, но тогда правительству президента-социалиста Миттерана не хватало всего 14 мандатов. Итог воскресного голосования оказался для коалиции Макрона хуже, чем давали прогнозы, но эти прогнозы оценивали вероятность получения ею абсолютного большинства не слишком высоко.
Не стал неожиданностью и прорыв широкого левого блока "Новый народный экологический и социальный союз" (NUPES), возглавляемого пламенным радикалом Жан-Люком Мелашоном. Он уверенно занял второе место, получив 131 мандат, и становится основной силой оппозиции. Но стоит заметить, что это меньше, чем давали прогнозы. На предвыборных претензиях Меланшона на пост премьер-министра можно поставить крест.
Вот что стало настоящей сенсацией, так это рывок правопопулистской партии "Национальное объединение" Марин Ле Пен. В предыдущем составе Национального собрания она имела всего 8 мест, прогнозы сулили ей до 45 мест, а в реальности она получила 89 мандатов. Любопытно, что из 108 противостояний во втором туре с кандидатами от макроновского альянса "Вместе" выдвиженцы Ле Пен победили более чем в половине.
Принес плоды акцент Ле Пен в ходе предвыборной кампании на повседневных проблемах низкодоходных групп населения, страдающих от резкого роста стоимости жизни. Можно констатировать, что оправдался и проводимый Ле Пен в последнее время курс на детоксикацию собственной партии, избавление ее от откровенно ксенофобского имиджа.
Теперь "Национальное объединение" приобретет заметное влияние в парламенте, сможет получить некоторые ключевые посты в комитетах и значительно увеличит свою финансовую поддержку от государства. В целом успеху леворадикального блока NUPES и правопопулистской партии Ле Пен способствовала весьма низкая явка, составившая 46,2%. Крайне левым и крайне правым удалось мобилизовать своих мотивированных сторонников. А вот многие французы, разделяющие либеральные ценности, особенно молодежь, не захотели в четвертый раз за последние два месяца идти на избирательные участки и голосовать за Макрона и его команду.
В сложившейся ситуации альянс Макрона "Вместе" будет пытаться сформировать парламентскую коалицию или заручиться поддержкой умеренных депутатов, чтобы обеспечить работу правительства меньшинства. Наиболее вероятным партнером является мейнстримная консервативная партия "Республиканцы", которая выступила на выборах неудачно, но благодаря сохраняющемуся влиянию на местах получила 61 мандат. Внутри консерваторов есть разногласия по этому вопросу. Николя Саркози и экс-глава партии Копе в воскресенье призвали к заключению "правительственного пакта" между альянсом Макрона и "Республиканцами", чтобы противостоять крайним силам, но нынешний партийный лидер Жакоб считает, что партия должна оставаться в оппозиции. Так что скорее сотрудничество будет идти на ситуативной основе, означая длительные переговоры по поводу конкретных законопроектов. Такое же сотрудничество не исключено и с некоторыми депутатами от NUPES.
По-боевому настроенный Меланшон призвал все четыре партии, входящие в NUPES, сформировать единую парламентскую фракцию, но более умеренные социалисты и "зеленые" отказались.
В любом случае ясно, что при столь шатком положении правительства меньшинства Макрону не удастся в полном объеме реализовать свою программу либерально-рыночных реформ. В запасе у президента есть и другой вариант: через год он может распустить парламент и провести новые выборы.
! Орфография и стилистика автора сохранены