Проблема санкций против РФ - как и против любой институции или отдельного лица - их цель. Это именно проблема - поскольку эти цели практически никогда не проговариваются четко, если вообще проговариваются теми, кто эти санкции вводит. 

Как мы помним, меры в отношении преступников могут преследовать различные цели, которые можно свести к трем основным.

Первая цель - месть, возмездие, наказание. Чтобы было неповадно поступать так впредь - как самому приговоренному (если наказание не оказывается для осужденного фатальным), так и всем остальным.

Вторая возможная цель - исправление и перевоспитание преступника.

Наконец, третья цель - предотвращение угрозы, исходящей от социально опасного индивидуума (достигается, к примеру, изоляцией или бойкотом/остракизмом).

Эти цели могут совмещаться - и взаимно предполагать друг друга. Нельзя упускать из пространства рассмотрения и четвертую цель (точнее, их конгломерат) - решение самых разнообразных проблем (имиджевых/репутационных, экономических, политических и т.д.).

Посмотрим, какие цели достигаются или не достигаются посредством санкций в отношении РФ и аффилированных тем или иным образом с ней институций, организаций, физических и юридических лиц. 

Возмездие на сегодняшний день с точки зрения новой этики (в широком смысле слова) - ценность архаическая, антигуманная и нерациональная. Тем не менее, в некоторых случаях (таких, как вторжение России в Украину) она актуализируется. В рамках этой цели (возмездие) сторона, ее реализующая, пытается нанести преступнику ущерб, соразмерный тому ущербу, который преступник нанес потерпевшей стороне. Если рассматривать санкции через призму этой цели, их следует признать адекватными - они в перспективе нанесут огромный ущерб РФ.

Но следует рассматривать санкции и через призмы других описанных выше целей. Возмездие - вещь грубая, и в силу своей грубости может становиться препятствием для достижения этих иных целей. 

Поскольку перед человечеством в целом и странами Запада в частности не стоит цель полного уничтожения всего населения, проживающего на подконтрольной зет-режиму территории, постольку перед антипутинской коалицией стоит цель "исправления и перевоспитания". Человечеству предстоит иметь дело с теми, кто проживает на территории нынешней РФ - в том числе и в ситуации сокрушительно поражения РФ, ее капитуляции - наконец, ее распада. Задача этической, психологической, культурной трансформации сознания тех, кто сегодня в РФ поддерживает зет-режим и развязанную им войну. 

Эти цели могут быть достигнуты применением т.н. "мягкой силы". 

Именно "мягкая сила" Запада сделала возможной "перестройку" в СССР - критически значимая часть населения которого на момент начала перестройки разделяла ряд западных ценностей (в том числе противоречивых и взаимоисключающих, но этот в данном случае я оставлю в стороне).

В частности, Запад ратовал за открытие СССР своих границ для желающих покинуть страну. На СССР вещали "голоса". В СССР провозилась запрещенная литература и музыкальная продукция. 

Мое убеждение состоит в том, что политическое, экономическое и военное давление на РФ не должно сопровождаться культурной изоляцией ее населения от остального мира. Такая изоляция может привести только к культурной и этической деградации - и, таким образом прямо противоречит цели "перевоспитания", предполагающей, напротив, повышение культурного и этического уровня. 

К примеру, в РФ перестали работать Netflix и Spotify. Я полагаю, что этот акт наносит существенный ущерб тем задачам, которые стоят перед западным миром в отношении РФ.

Музыка и кинематограф - важнейшие компоненты "мягкой силы", обладающие колоссальным трансформирующим потенциалом. Закрытие населению РФ доступа к мировому культурному пространству играет на руку прежде всего самому зет-режиму.

Кроме того, Netflix - это не только художественные фильмы и сериалы. Это еще и документалистика - историческая и политическая. Spotify - это не только музыка, но и тексты - тексты песен, тексты подкастов, выпусков новостей, радиопередач.

Представим себе, что примеру этих двух компаний последовали бы Google, Meta и Telegram. Тогда население РФ оказалось бы полностью отрезано от внешней информации - и осуществил бы этот акт изоляции не сам зет-режим (как это имеет место в Северной Корее), а те, кто ему противоборствует. Информацию населению РФ поставлял бы только зет-режим, установив информационную монополию. 

В качестве мести/возмездия такое действие адекватно цели, но в качестве "перевоспитания" не то что неадекватно, но полностью цели противоположно. Мало того, такие меры способствуют внутренней стабильности режима и способствуют его укреплению.

Абсурдность подобных действий можно проиллюстрировать следующим мысленным экспериментом.

Представим, что ответом на вторжение СССР в Афганистан стало бы прекращение трансляции западных "голосов" и блокировка транспортировке в Россию нелегальной литературы и иной культурной продукции. 

А ведь на "голосах" были музыкальные передачи, литературные чтения и множество иных вещей, не имеющих прямого отношения к политике.

Абсурдность такого рода мер представляется очевидной - очередной съезд КПСС мог бы встретить известие о введении их в действие бурными, продолжительными аплодисментами, переходящими в овацию.

По моему мнению, следует дать возможность всем противникам зет-режима покинуть подконтрольную ему территорию, а не препятствовать реализации этой возможности. Следует не просто исправить ошибку, сняв ограничения на идущий в РФ информационный поток, но максимально расширять его - и наполнять его содержанием, адекватным цели.

А цель эта - возвращение населения территории, подконтрольной зет-режиму, в общечеловеческое этическое и культурное пространство. Эта цель все равно так или иначе должна быть достигнута. Даже с чисто утилитарной, прагматической стороны - культурная и этическая деградация на одной восьмой части суши может стать огромной проблемой для человечества и должна быть предотвращена.

Дмитрий Ахтырский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены