Думаете, новость о смерти Станислава Шушкевича — в топе в государственных СМИ? Снова нет. В выпуске новостей на ОНТ, например, об этом рассказали вскользь, после сюжетов о "нацистах в Украине" и "загнивающем Западе". И на сайтах госСМИ этого известия, безусловно, главного за день, вы не найдете на первых полосах и страницах. Ведь вся пропагандистская машина работает не за независимость нашей страны, не за Беларусь, а за эфемерное "союзное государство", за статус молчаливого придатка России, за возвращение в "тюрьму народов", из которой мы вырвались в том числе благодаря Станиславу Станиславовичу.
Помните об этом, когда в очередной раз услышите от нелегитимного восклицания о независимости и суверенитете".
Лиора Габриэль-Лурье:
"Прощайте, Станислав Станиславович. Не забуду Вас. И не только интервью и выступления. А и бесед не под запись в ресторанчике на Невском, 20, где был обед с жареными улитками, и как такси ловили, и как Вы огорчались из-за имперастии бывших российских добрых знакомых ("кажется, одна Новодворская осталась"). И встреч в Минске. И самой последней встречи в Вильнюсе, ночной проспект Гедимино и ирландский паб с горой чесночных гренков. Как бы кто к нему ни относился, а мне от этого знакомства было хорошо, от доброжелательности и здравой логики. Это было везение".
Артур Фред:
"В 1993-м С. Шушкевич выступил с интересным предложением, которое не нашло поддержки. Он хотел обратиться к Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Румынии, Молдове, Украине и другим странам с призывом провозглашения нейтралитета и создания пояса нейтральных государств в Европе.
Но нейтралитет и миролюбие не в характере советских народов (на мой взгляд, потому они и стали советскими), а та варварская жестокость ментов А. Лукашенки по отношению к протестам в Беларуси шокировала С. Шушкевича.
Мне кажется, что в конце жизни, при болезнях, он печально смотрел из окна больницы и думал о том, сколь кошмарна история его народа и восточной Европы в целом.
Еще раз — арест отца (ни за что ни про что), страшная Вторая мировая, нацисты в Минске и убийства сотен тысяч евреев, ненависть к полякам и католикам (С. Шушкевич относил себя к католической Церкви), презрение к белорусскому языку, бесконечное преследование КГБ, выкручивание рук, души, мозга, советская перестроечная галиматья, ядовитая враждебность всех ко всем, нежелание думать, убийства и кровь на улицах городов Беларуси, тошнотворное лицо Луки, как символа советчины и какого-то вечного уродства, война России в Украине, чудовищная жестокость вождя кремлевских и все их позорные речи и знаки — не могут не добивать умных и чувствительных людей.
А тут еще ор "простого народа", всех этих пропитых ветеранов войн, обвешанных нелепыми медалями за убийства, которые толкали в спину В. Быкова и выжили замечательного писателя из Беларуси..."
Евгения Пастернак:
"Он не был президентом, он был председателем Верховного Совета, но он был первым руководителем независимой Беларуси.
Физик, преподаватель моего родного факультета, ядерщик, человек, которого затянуло в политику то, как власть отнеслась ко взрыву на Чернобыле. Он успел убрать из страны ядерное оружие, за что спасибо ему до неба.
Ему часто ставили в упрек, что он "не политик". И я считаю, что это комплимент. Потому что мы сейчас видим цену этой "политике", мы сейчас видим изнанку этой "политики". И я верю, что мы видим смерть этой "политики".
А он был слишком умный. Слишком образованный. И, конечно, не было у него шансов стать президентом в 1994-м. А жаль.
Соболезнования родным и близким.
Свои соболезнования выразили Светлана Тихановская и премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните.
Официальных соболезнований нет".
Александр Очеретний:
"Могу сказать о нем только хорошее и не потому что "о мёртвых только хорошо". Интеллигентнейший человек. Безотказный спикер и комментатор без всяких понтов, ему можно было всегда запросто позвонить на мобильник и попросить прокомментировать, объяснить, напомнить, уточнить и так далее.
А однажды мы с ним даже немного напились, просто разговорились за столом и как-то так получилось.
Земля пухом, Станислав Станиславович".
Михаил Сергеенко:
"Можно много всяческих pro и contra обсуждать вокруг его общественно-политической фигуры, но я скажу сейчас вот что. Я всегда относился к нему с уважением, несмотря на. И частенько ставя себе абсолютно праздный умозрительный эксперимент по поводу того, напротив чьей фамилии я бы поставил "птичку" в 1994 году, будь мне не 4 года, а хотя бы примерно как сейчас, всегда останавливался на Станиславе Станиславовиче.
Светлая память".
Аркадий Куратев:
"Теперь из троих руководителей, подписавших Беловежское соглашение, в живых только Леонид Кравчук. И Украина — вне так называемого "Союзного государства РФ и РБ". Не знаю, есть ли здесь некая земная логика, но божий промысел определенно присутствует. Это — не укор Станиславу Станиславовичу — свою миссию он выполнил достойно! Светлая ему память!"
Виталий Аверин:
"Пожалуй, лучшее, что с нами произошло за эти 30 лет — это Беловежские соглашения, оформившие мирный и бескровный распад империи. Благодаря "пьянице" Ельцину и еще двум мужикам, собравшимся в Беловежской пуще и упразднившим Советский Союз, мы тогда избежали югославского сценария. Далее трижды система РФ смогла миновать советский и имперский реванш: в 1993, 1996 и 1999 годах.
Однако система РФ все равно угодила в югославскую колею. При этом сложно судить, насколько путинизм и его югославский исход, свидетелями которого мы все сейчас являемся, были закономерны и неизбежны. Последней развилкой, на мой взгляд, стали зимние протесты 2011–2012 гг., а точкой невозврата — возвращение Путина в президентское кресло.
"Государственник" Путин, призванный в свое время защищать и укреплять систему РФ, стал для нее экзистенциональной угрозой, и само государство Российское сейчас приносится в жертву в угоду личным амбициям узурпатора".
Телеграм-канал "СерпомПо":
"Неудивительно, что украинцы так сопротивляются возвращению в "советский рай".
И они, как и жители остальных советских республик, должны добрым словом вспомнить и здравствующего по сей день Кравчука, и давно умершего Ельцина, и ушедшего сегодня Шушкевича за Беловежские соглашения.
Лидеры трех славянских республик дали шанс всем народам СССР вырваться из советского, имперского морока.
Смогли, увы, не все".
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter