В конце 2003-го года один очень неглупый человек сказал мне: теперь если не Путин, то народ в один прекрасный день возьмётся за вилы, сметёт нас всех и развесит на столбах. Под "нами всеми" он имел в виду и бизнес, и всех умников-заумников, и всю московскую тусовку - всех, кто "не народ" по собственной идентификации.
Разговор происходил после посадки Ходорковского, когда уже Чубайс промямлил что-то невнятное, и только один человек - Аркадий Вольский - на фоне проглотивших языки промышленников и предпринимателей назвал всё своими именами. И было видно, что все, молча опустившие глаза, прекрасно понимали, что Вольский прав: эта посадка означала такое изменение правил, в котором ни о каком свободном предпринимательстве, ни о каком праве собственности уже речь не идёт - всё отныне диктует государство в лице Путина. Но они, трусливо краснея от стыда, согласились с этим.
Об этом говорила я. О том, что РСПП сдал свои интересы, ни пол словом не поддержав Вольского. Что в будущем это им и нам всем дорого обойдётся. Человек, с которым я говорила, тоже всё понимал. И ответил. Про народный гнев, от которого теперь защита - только Путин.
От выкрика Юрия Карякина "Россия, ты одурела!" до этого разговора прошло 10 лет. В течение которых никто не удосужился подумать о причинах "одурения". Напротив, "не-одуревшие", то есть - все мы, умные, успешные и довольные собой, убедились в отсталости и негодности "быдломасс". Почти было взлетели в прекрасное будущее на суперджете из предвыборного ролика Союза Правых Сил, но тут выяснилось, что взлётная полоса занята стадами тёмного народа. Облом.
И стало страшно. Что подавляющее народное большинство таки запросто может с самыми успешными - особенно с показательно успешными! - каким-нибудь диким образом разобраться. Радость этого большинства по поводу посадки Ходорковского сомнений не оставляла.
На этом фоне "успешным и довольным" пришлось поджать хвосты и уповать на усиление государства. На его "легитимное насилие", удерживающее "тёмный народ" в стойле. И лично на Путина, в котором этот самый народ увидел своего вождя. Того, кто там, над плохими ворами-боярами, стоит за интересы "простых людей". С тех пор от Путина зависело, кого из бояр скормят или не скормят львам на потеху аплодирующей публике. И с каждым годом зависело всё больше и больше.
. . .
Свободы только для избранных не бывает. Правильной демократии для правильно голосующих - тоже не бывает. Как и либерализма во главе с хорошим царём, наделённым особыми полномочиями. Невозможно побыстрее устроить лучшие порядки в стране, игнорирую интересы большинства. Даже когда их интересы и их выбор не нравятся тем, кто понимает лучше и больше.
Эти банальные истины, кажется, всем были всегда известны, но думать было некогда - капитаны прогресса очень торопились.
Маятник мог качнуться в другую сторону ещё раз - после изменения налогообложения во всех российских провинциях пошла массовая регистрация малых и индивидуальных предприятий, люди хотели работать на себя. Увидели в этом будущее. Следующие, пусть и мелкие шаги в ту же сторону меняли бы настроения и сознание людей, меняли бы их семьи, их сообщества. Потому что в их городах и посёлках прорастала бы нормальная жизнь, в которой у человека есть личные перспективы...
Но у государства Путина, которому бывшие олигархи вместе с бывшими либералами отдались под защиту от "быдломасс", были совсем другие планы.
! Орфография и стилистика автора сохранены