Не знаю, как вас, а меня последние месяцы не покидает ощущение постепенного погружения в какое-то всемирное зловонное болото. И дело здесь не только и не столько в российской политике (она и раньше не давала поводов для оптимизма), сколько в чувстве бессилия перед происходящей на наших глазах глобальной перестройкой всего "человейника".

Он все больше и больше напоминает модульную конструкцию, из которой можно, в зависимости от желания заказчика, собрать самые разнообразные здания: от пирамиды Хеопса до общественного туалета, и от Саграда Фамилия до концентрационного лагеря. Причем, самое неприятное состоит в том, что мы не знаем ни имени заказчика, ни его планов. Более того, нет полной уверенности даже в наличие самого заказчика, как единого субъекта, вполне возможно, что он имеет сетевой характер или является просто фатальным стечением обстоятельств.

Самый наглядный пример — ковидное поветрие. Прошло уже два года, но мы так достоверно и не узнали происхождения этого вируса. Не знаем мы и перспектив его мутаций. Единственное, что мы постоянно слышим — ковид с нами надолго. А функционеры ВОЗ еще и пугают скорым появлением новых, более смертоносных вирусов. Выходит, что та чрезвычайщина, в условиях которой живет большая часть человечества (кроме некоторых крайне отсталых территорий, где о существовании коронавируса и не подозревают), с нами надолго, если не навсегда.

И степень этой чрезвычайщины, и набор мер, используемый властями, зависит от обстоятельств, о которых рядовой гражданин не имеет ни малейшего представления. И если нам завтра скажут, что нужно по всей стране (или по всему миру) вводить чрезвычайное положение, то мы не сможем аргументированно не только возразить, но и согласиться. Нам остается лишь верить или не верить — государству, ВОЗ, медицинскому сообществу, статистикам, вирусологам… Я отнюдь не антиваксер, но прекрасно понимаю, почему наш народ саботирует вакцинацию.

Верить, как раньше верили священнослужителям или шаманам. Или не верить этим, а верить другим, или, наконец, никому не верить и жить, положившись на старый русский авось.

То есть, мы движемся в направлении полной потери не только политической и гражданской, но и личностной субъектности. Мы уподобляемся грудным детям или полностью лишенным дееспособности инвалидам, за которых кто-то другой решает, есть им манную или овсяную кашу.

Вы скажете, что медицинская чрезвычайщина — явление временное. Не уверен, но допустим.

А глобальное изменение климата, борьба с которым становится чуть ли не главной задачей человечества — тоже временное явление? Что же, может, и временное — но на нашу жизнь и, похоже, жизнь наших детей, его точно хватит. И разве не понятно, что на смену уговорам сократить выбросы углекислого газа приходят экономические санкции, а на смену им очень скоро придут категорические запреты и меры чрезвычайного характера.

За свой углеродный след некоторым собственной шкурой придется расплачиваться.

А так называемая "новая нормальность", расползающаяся по миру со скоростью моральной эпидемии.

Можно сколько угодно обещать, что мы пойдем другим путем. Но во-первых, этот наш "другой путь", почему-то никак не может обойтись без швабры в известном месте, а во-вторых, разве опыт нам не подсказывает, что стандарты, принятые экономически наиболее развитой частью человечества, рано или поздно заимствуются другими народами? Так что, если не наши дети, так внуки, будут учить наизусть перечень из 666 гендеров.

Чтобы, не дай бог, не перепутать. Нет, я понимаю, что всякое развитие возможно лишь через многообразие, но как бы не заблудиться нам в этих гендерных джунглях.

А цифровизация? Конечно, здорово, удобно, расширяет возможности и горизонты. Тоже разнообразие: мир офлайн или онлайн в многочисленных вариациях.

Но разве мы уже не смирились с постоянным видеоконтролем, распознаванием лиц, QR- кодами и сетевой цензурой? А ведь это только начало большого пути — за ближайшим углом нас поджидает искусственный интеллект. И как, не будучи специалистом в IT технологиях, отделить здесь полезные зерна прогресса от плевел формирующегося цифрового рабства? Ведь все это делается "для нашего же блага" !

И в перспективе, как ни крути, все та же потеря субъектности, искусственная недееспособность взрослых и здоровых людей.

Но самое печальное, что со всеми этими наползающими на нас актуальными и потенциальными угрозами совершенно невозможно бороться. По крайне мере, я не представляю себе — как.

Во-первых, все это делается как бы для нашего же блага и многие все эти тенденции приветствуют.

Во-вторых, уровень сложности обсуждаемых процессов настолько велик, что среднеобразованный современный человек как правило не способен составить о них обоснованного мнения. Все то же: верю — не верю.

В-третьих (и это особенно актуально для нашей страны) — в обществе все реже встречаются безусловные нравственные и научные авторитеты, которым можно было бы со спокойной совестью передоверить экспертизу этих больных вопросов.

В-четвертых, само общество под влиянием вышеперечисленных процессов все больше атомизируется, превращаясь в бесструктурный социальный кисель, как всякая жидкость, принимающей любую предложенную ему форму.

Но из того, что я не вижу выхода из надвигающегося тупика, вовсе не следует, что его нет в принципе.

Наверное — есть, и — скорее всего — его следует искать в тех самых новых возможностях, которые открывает перед нами та же самая IT революция, нужно только уметь повернуть ее достижения в свою пользу. Например, научившись технично обходить ту же самую чрезвычайщину. Хорошо бы — на всех уровнях, но здесь надежды тоже мало.

Илья Константинов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены