14 января 2021 года состоялась пресс-конференция с помощником министра ВВС США по закупкам, технологиям и логистике Уиллом Ропером. Беседа с Уиллом традиционно оказалась очень интересной. Речь шла о том, что будут представлять в будущем ВВС США и подходе к их комплектованию летательными аппаратами.
В своих соображениях Ропер исходит из того, что программа универсального истребителя F-35 не показывает достойных результатов и ситуация с закупками новых самолётов требует пересмотра. Так, указывается, что затраты на жизненный цикл F-35 оказались гораздо больше ожидаемых. Настолько больше, что даже США, даже с их огромным военным бюджетом, не могут позволить себе купить необходимое количество таких самолётов и поддерживать их в строю.
Уилл говорит, что в возможной крупномасштабной войне американские ВВС должны быть готовы установить господство в воздухе уже в первый день войны, в противном случае затяжные боевые действия выльются в большие потери. F-35, по мнению помощника министра, в ближайшем будущем неспособен выполнить такую задачу. Эта машина продолжает проходить испытания. Следующий шаг программы — доведение обновления Block 4, включающего в себя как аппаратное, так и программное обеспечение. В Block 4 входят более мощные компьютеры, большее количество боеприпасов, обновление систем отображения информации в кабине, большая дальность полета, а также возможность работать в команде с дронами. При этом стоимость модернизации постоянно растёт, обновления задерживаются, сами истребители в полевых условиях демонстрируют недостаточную надёжность и ремонтопригодность. Есть серьёзные проблемы с автономной логистической информационной системой (ALIS), которая оказалась настолько неудовлетворительной, что стоит вопрос о её полной замене.
На фоне сложностей с программой F-35 Уилл Ропер предлагает сосредоточить больше усилий на другом проекте — NGAD (Next-Generation Air Dominance). NGAD также называют программой истребителя шестого поколения. О ней известно немного. Ропер рассказывал, что самолёты NGAD будут проектироваться полностью с помощью цифровых технологий. Одним из ключевых элементов нового поколения должна стать скорость создания новых образцов. Предполагается, что вместо одного универсального и сложного самолёта вроде F-35 будут быстро создаваться необходимые машины под конкретные задачи и угрозы. Шестое поколение должно внедряться очень быстро и представлять собой как пилотируемые, так и беспилотные самолёты самых разных типов. Известно, что в рамках NGAD уже был построен первый лётный образец, предназначенный для проведения предварительных лётных испытаний и отработки основных технологий. Он уже совершил свой первый полёт. Однако что собой представляет этот образец, пилотируемый или беспилотный, его размеры и специфика — тут ничего не известно. Уилл Ропер уверяет, что NGAD станет дешевле и эффективнее, чем не оправдывающий себя F-35.
В своей речи Ропер озвучил также прогресс по программе Advanced Battle Management System (ABMS) — эквивалент "миниатюрной версии Интернета в применении к военным системам". ABMS будет представлять собой большую военную сеть, информация в которой будет распространяться через космос и различные коммутаторы на земле и в воздухе. В частности, предполагается использовать самолёты-заправщики как ретрансляционные вышки на другие устройства. Вся система должна работать с мощными аналитическими средствами (то есть искусственный интеллект).
Но, пожалуй, самым любопытным в тенденциях развития американских ВВС стало возвращение к закупкам самолётов 4-го поколения. О приобретении самолётов F-15EX разговоры идут давно. На днях совершил испытательный полёт первый F-15EX установочной партии из восьми штук. Всего планируется заказать 144 такие машины. Но что более интересно, в США начались обсуждения закупок истребителей F-16.
Заслуженная легенда, один из самых массовых самолётов в мире, F-16 впервые взлетел ещё в начале 70-х. Самолёт состоит на вооружении у десятков стран мира. В 90-е годы, на волне успешного развития программы F-22 и старта F-35, чиновники пришли к решению, что будущее за самолётами пятого поколения, и решили прекратить закупку "устаревших" самолётов. В 2001 году ВВС США получили последний заказанный истребитель F-16. Самолёты этого типа продолжают выпускаться и поставляться странам-союзникам. Сами же США решили, что у них будут только самолёты нового поколения и не стоит распыляться на предыдущее. В итоге к 2021 году сложилась ситуация, что американские ВВС являются самыми большими и мощными в мире, но при этом большая часть парка имеет очень значительный возраст и ресурс машин подходит к концу. Так, истребителям F-15C более 35 лет, F-16 и F-15E в среднем около 30 лет, штурмовики А-10 приближаются к 40-летнему рубежу. Даже новейшие F-22 имеют возраст более 10 лет.
Судя по закупкам F-15EX и планам на закупку F-16C block70, ставка на программу JSF (она же F-35) оказалась не столь успешной, как ожидалось. Программа JSF в своё время предполагала унификацию, когда новый самолёт должен был одновременно сменить лёгкие истребители F-16, штурмовики A-10, самолёты вертикального взлёта и посадки AV-8B, палубные истребители F/A-18, ударные F-15E. Один унифицированный самолёт в трёх модификациях должен был прийти на замену сразу пяти типам машин. Реализация на деле оказалась не очень удачной. Проблема в низких темпах поставки F-35 (менее 50 штук в год), в сыром состоянии машин, в высокой стоимости повседневной эксплуатации.
В то же время закупка обновлённых самолётов четвёртого поколения позволит быстро получить надёжные, испытанные машины. Закупаемые F-16 и F-15 будут иметь сочетание старых, проверенных систем, возможность эксплуатации с развёрнутой инфраструктурой, при этом будут оснащены новейшей электроникой, которая будет приближать часть их возможностей к самолётам пятого поколения. Но что важно, самолёты поколения 4++ будут не столь дорогими в эксплуатации, как самолёты последующих поколений, что в итоге придаст ВВС США необходимую гибкость. Четвёртое модернизированное поколение сможет взять на себя многие задачи, для которых самолёты вроде F-35 избыточны. При этом они смогут использоваться и против сильного противника. Малозаметные машины пятого поколения (F-22 и F-35) будут работать в непосредственной близости от противника, выявляя цели и давая целеуказание, а самолёты-арсеналы вроде F-15EX смогут с безопасных дистанций выпускать большое количество боеприпасов.
Сбалансированный состав ВВС позволит США сохранить мощь, распределяя задачи между разными машинами, наилучшим образом подходящими под конкретные цели. В то же время ситуация вызывает размышления. Первое поколение реактивной авиации появилось в середине 40-х годов. Легендарные Миг-15 и F-86 –ярчайшие представители первого поколения.
Второе поколение получило сверхзвуковую скорость, первые радиолокационные станции и управляемое вооружение (Су-15, семейство истребителей F-100). Третье поколение не сильно выросло в абсолютных цифрах, но стало более совершенным. Электроника, двигатели и вооружение стали лучше и надёжнее. Третье поколение — это Миг-23, F-4.
Четвёртое поколение начало появляться в начале 70-х — менее чем через 30 лет после появления первых реактивных самолётов.
Четвёртое поколение реактивных истребителей к 2020 году вобрало в себя уже полвека технических достижений. Созданные в 70-е годы аэродинамические схемы и планеры оказались настолько совершенными, что с небольшими дополнениями эффективны по сей день. Частично улучшаются материалы, совершенствуются двигатели, зато электроника полностью изменилась уже несколько раз. Компьютерный комплекс F-15A и F-15EX различаются как кнопочный телефон 2002 года и смартфон 2020 года.
F-15, 1971 год
F-15, 2021 год
Цена машин четвёртого поколения за полвека возросла тоже в разы. В 70-е годы программа истребителя F-15A подвергалась критике из-за того, что один самолёт стоил 20 млн долларов, что было в семь раз дороже, чем F-4 Phantom. В 2012 году саудовский F-15SA (близкий по возможностям к F-15EX, который заказывают сейчас ВВС США) обошёлся в 136 млн долларов. Однако, несмотря на то, что поколение 4++ может стоить дороже, чем F-35 (пятое поколение), модернизированные "четвёрки" более универсальны и не столь дороги в повседневной эксплуатации. Их всё равно выгоднее закупать и применять, чем "пятёрки".
Сегодняшнее положение в авиации интересно тем, что, несмотря на бурное развитие электроники, сложилась ситуация, когда цены на новое поколение растут с такой скоростью, что прирост эффективности в несколько десятков процентов выливается в рост стоимости в разы. Стоит понимать, что, несмотря на продолжающееся активное развитие электроники и процессоров, впереди уже маячат предельные границы совершенствования. Уменьшение структуры процессоров обходится всё дороже и занимает всё больше времени на разработку новых технологий. Возможно, будет прорыв в программном обеспечении, если удастся создать искусственный интеллект нового уровня, превосходящий сегодняшние разработки. Однако успех этих разработок пока не гарантирован.
В любом случае весьма интересно наблюдать ситуацию с ВВС США, которые спустя два десятка лет начинают отказываться от упора на закупку только самолётов нового поколения, предпочитая иметь сбалансированный состав для разных задач. Не так давно в рассуждениях об облике самолётов новых поколений предполагалось, что истребители будут иметь скорость в 4000–5000 километров в час и возможность действовать в ближнем космосе. Стоимость подобных машин должна была измеряться сотнями миллионов долларов за штуку. Сегодня же мы наблюдаем ситуацию, когда даже страна-лидер предпочитает отказываться от прорывных характеристик в пользу массовости и дешевизны повседневной эксплуатации.