И мне жаль это говорить. И это очень страшное интервью".
Алина Витухновская:
"История подруги Павленского — трагическая и отвратительная — про клиническую бессубъектность, следующую из нее невозможность выносить одиночество. Похоже, в умении выносить его больше радикальности, чем в самом радикальном искусстве, которое в данном конкретном случае есть оборотная сторона психопатологии, как, собственно, и взаимоотношения парочки — типический садомазохизм и торжество левизны".
Димитрий Саввин:
"Смотрю, все взялись обсуждать Павленского, после выхода разоблачительного интервью его боевой подруги. В связи с чем лично я хочу выразить свое почтение Ki Sanders, которая где-то пару лет назад прочитала более раннее интервью с оной подругой и поставила товарищу Павленскому абсолютно верный диагноз. А именно, охарактеризовала его психотип как пример классического сутенера, который загружает свою пациентку левым идеологическим мусором, a-la "бунт против вонючей буржуазной морали", потом "раскрепощает", подавляет и юзает по полной программе.
И вдруг — о чудо! — выяснилось, что именно так все и было. Кто бы мог подумать...
Впрочем, что касается левой публики, то им и разочаровываться нечем. Даже наоборот. Просто человек, не имея власти политической, построил в личной жизни то, что леваки обычно делают в масштабе всего общества: садистскую тоталитарную тиранию..."
Сергей Голубков:
"Когда я про ее отрезанный мизинец узнал, мне про него стало неинтересно и противно. Запретить другим им восхищаться, разумеется, я не могу".
Даниил Константинов:
"Прочитал интервью бывшей "соратницы" Петра Павленского. Так он называл свою сожительницу, да и сама она себя так называла. В интервью сплошной мрак о том, как он ее абьюзил, избивал, насиловал и вынудил отрезать себе палец в качестве искупления за измену в духе японских якудза.
А помните, как им восхищались?! Многие из тех, кто тогда восторгался Павленским, сейчас отмалчиваются. Сидят себе тихо в углу. Пережидают. И правильно делают, ибо память у наших людей, как у рыбки, а интститута репутации нет и не предвидится.
Впрочем, чем-то Павленский нравился и мне. Напишу об этом именно сейчас, когда это не принято. Я так люблю. Нет ничего приятнее, чем идти против мейнстрима, потока, толпы. А нравился он мне своей безбашенностью, которой так не хватает нашим обычным оппозиционерам, как лидерам, так и активистам.
Нет, он мне не нравился своими прибитыми к брусчатке яйцами. Такое я не люблю. Это говно, а не искусство. А вот акция в проволоке была ничего. Она мне понравилась даже больше, чем поджог дверей ФСБ. Что-то в этом было символичное....
Он нравился мне своей отмороженностью. Своими выходками и в тюрьме, и на воле. При этом я никогда не разделял всех этих восторгов прогрессивной общественности, которые неслись из каждого утюга.
Я не восторгался тогда, поэтому не так уж сильно разочарован и сейчас. Я всегда чувствовал в нем что-то ненормальное, садистическое, жестоковыйное. Впрочем, стоит ли ждать эмпатии от человека, который сам себе отрезал мочку уха, прибивал яйца к брусчатке и помещал себя в колючую проволоку!? Наверное, нет.
Что до самого интервью, то оно мне не всем понравилось. Классическое такое произведение в духе того, что "ах, он меня абьюзил и избивал", которое почему-то всегда появляется ПОСЛЕ отношений. Возможно, что она говорит и правду. Однако только лишь до того момента, когда ее саму не спрашивают о соучастии в деяниях Петра. Тут она делает невинное лицо и тут же указывает на Петра — "это он во всем виноват", умалчивая о том, что, пока они были вместе, ее все устраивало. Во всяком случае мы не слышали никогда от нее возражений на его действия.
Знаю, что моя позиция противоречит мнению большинства. Понимаю, что думать так, как думаю я, не модно. Сознаю, что многие набросятся на меня за мои слова. Но сказать это я должен.
Дорогие женщины! Если вас кто-то харассмит, абьюзит, избивает, насилует, наказывает игнором и тому подобное, сразу заявляйте об этом публично и идите в полицию. Особенно если вас РЕАЛЬНО бьют и насилуют. Поверьте мне, чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Старайтесь фиксировать побои и обнародовать факты насилия тогда, когда их ещё можно подтвердить.
А прогрессивной общественности я имею сказать следующее. Вы... это... выбирайте себе героев поосторожнее".
Блогер Helena De Rocambole:
"К сожалению, обычная схема для харизматиков, создающих секту-семью.
Читала и мысленно ставила галочки".
Михаил Пожарский:
"Абьюз обычно не выглядит так, что вот внезапно начали бить. Избиения — это обычно финал в длинной цепочке манипуляций и психологического давления, когда жертва уже уверовала, будто сама виновата. Варят, короче, на медленном огне, как ту лягушку. А так-то верно, конечно".
Телеграм-канал "Толкователь":
"Миллениалы и зумеры обнаружили, что принадлежность к их среде вовсе не значит, что человек не может быть подонком и преступником.
Сожительница "художника" Павленского Шалыгина рассказывает про него, про патологического насильника.
Заодно это хорошая иллюстрация того, как таким девиантам хорошо живётся в России, где можно безнаказанно делать, что хочешь — вплоть до криминала: тебя защищает статус "культурного деятеля".
Стоило же Павленскому попасть во Францию, чтобы стало понятно, что никакой это не художник, а просто криминальный громила. Где его и приняли в тюрягу, наплевав на все "заслуги".
Федор Клименко:
"Подожженный "портал" в ФСБ — гениальная акция. За это Павленскому можно простить все. То, что сам Павленский — м***к, этого не отменяет".
Юрий Самодуров:
"Несколько лет назад я потратил много энергии, энтузиазма и сил, публично защищая и обосновывая перед общественным мнением художественно-политический статус акции Петра Павленского по поджогу дверей парадного входа в здание ФСБ на Лубянской площади и видеофиксации этой акции на глазах у милиции и ее серьезное и важное значение .
Более того, вместе с художником Никитой Алексеевым мы предложили подготовить Диплом и собрали под ним подписи (я написал его текст, а художник Сергей Мироненко напечатал его со всеми собранными подписями), подтверждающий художественно-политический статус этой акции Павленского, поскольку в прессе о ней многие написали как о вандализме и хулиганстве.
Этот Диплом, подписанный несколькими десятками московских художников и искусствоведов. мы вручили адвокату Павленского, а она передала его в судебном заседании по делу Павленского его судье (я присутствовал на этом заседании).
Сегодня, как и раньше, я высоко оцениваю вышеназванную (и еще одну) акцию Павленского, осуществленные им в Москве.
Но сегодня я также хочу сказать, что в будущем никогда не отзовусь и не откликнусь ни на одну новую акцию Петра, что бы он ни сделал и что бы с ним ни случилось. Причина проста, в мире много художников-акционистов, которые интересны и которых при случае стоит поддержать, помимо Павленского, который этого, я полагаю, больше не заслуживает.
Как я сегодня узнал, Петр регулярно избивал свою жену и мать двух своих детей, пока она от него не ушла. Это была Оксана Шалыгина (о чем она рассказала в своем интервью). И поэтому больше деятельность Петра Павленского и он сам меня не интересуют".
Анна Ведута:
"Почитайте про Павленского. Очень многое из того, что Оксана описывает, мне, к огромному сожалению, знакомо. Вот примерно так выглядели абьюзивные отношения моей юности. Особенно в части того, как ломали личность. В некоторых эпизодах прямо 100% совпадение. Вспомню — вздрогну. К счастью, о детях речь тогда не шла, да и мой абьюзер вырос в полное ничтожество — его имени, в отличие от Павленского, вы не слышали и не услышите. Но как после такого относиться к проектам Павленского? Моё мнение — это перечёркивает все его "заслуги". И никакая "гениальность" не оправдывает. Бороться против системы насилия... насилуя?"
Павел Шехтман:
"Относительно тихой семейной жизни Шалыгиной и Павленского я сначала подумал: "Да есть ли в них хоть что-то человеческое?", а потом поправился: в них не осталось "животного", природного, естественного, а вот как раз "человеческого"-то хоть отбавляй, Достоевский не даст соврать.
И самая-то главная проблема постмодерна и его идеологий в том, что он как раз и прокламирует полный отказ от "животного" в пользу "человеческого", сверхприродного, преподнося это как императив прогресса.
Постмодерн противопоставляет себя природе всегда, даже когда озабочивается ее защитой. Тогда человек противопоставляется природе как враг, с которым надо бороться, а не как часть природы, которая должна искать способ гармонического существования в мире природы".
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter