Международная политическая система (МПС) — это очень сложный комплекс разнообразных силовых центров с их стратегическими и тактическими интересами. В этой системе Запад не только является основной экономической, интеллектуальной и политической силой, но и представляет доминирующие тенденции мирового развития: становление и усовершенствование демократических, цивилизованных политических режимов. Однако далеко не все страны разделяют и поддерживают такие подходы. Вот тут и возникает одна из наиболее сложных и болезненных проблем современной международной политики: сосуществование государств, построенных на совершенно разных политических, экономических, идеологических и нравственных принципах. В ходе взаимодействия таких разных субъектов неизбежно возникают конфликты, истощающие ресурсы человечества.
Единственной возможностью усовершенствовать МПС является приведение всех субъектов международных отношений к исполнению основополагающих принципов цивилизованного сосуществования. Но для того, чтобы "унифицировать" МПС таким образом, необходима кропотливая, длительная, высокосложная цивилизационная работа по "очеловечиванию" социума. Причем этот процесс разворачивается не только в "нецивилизованных" странах. Существенные изменения происходят и в "цивилизованных" обществах. Методы, которые Запад использует для ориентации движения человечества в нужном направлении, преимущественно "мягкие". Только в некоторых случаях мы видим применение военной силы за последние 30 лет, и все эти случаи были ответом на агрессивные действия авторитарных режимов (Ирак, Сербия, Афганистан).
Запад предпочитает дать возможность народам самим прийти к необходимости демократических перемен, осознанно выбрать цивилизованный вариант развития. Поэтому довольно часто создается впечатление, что диктаторы "что хотят, то и творят". Причем не одна Россия делает "что хочет". События в Беларуси, Венесуэле, Иране, Китае, Северной Корее и других автократиях дают нам немало примеров насилия и беззакония, совершаемых властями. Запад, по мнению многих, реагирует недостаточно жестко, и тому есть две основные причины.
Во-первых, речь идет о стоимости и последствиях приведения в исполнение жестких решений и наказаний. Наказать крупную страну, даже не имеющую ОМП, довольно сложно. Вспомним Иран, 1979 год и захват посольства США. То была стопроцентная причина для объявления войны и вторжения, кстати, СССР был не против. Но США, после неудачной спецоперации, предпочли задействовать санкции — долгоиграющий инструмент. Результаты известны. Хоть теократический, авторитарный режим по-прежнему существует, но его политические и экономические возможности крайне ограничены и будущее бесперспективно.
Иной пример — СССР, который тоже "делал что хотел", а как все обернулось. Противостояние продолжалось 45 лет, но удалось избежать мирового конфликта. С другой стороны, недостаточно обоснованное применение силы (Ирак, 2003-й), сопровождающееся неразумными политическими действиями, может спровоцировать целый комплекс кровавых конфликтов и надолго дестабилизировать весь регион. Вот почему Запад предпочитает корректировать МПС, применяя "мягкие" инструменты: информационное воздействие, политическое давление, ограничение разнообразных связей, санкции, поддержка продемократических сил. Так дольше, но надежнее.
Тут мы переходим ко второй причине такой "нерешительности" Запада. Важнейшим фактором, обеспечивающим "взросление" человечества, превращение его в сообщество цивилизованных стран, является формирование ассоциаций сознательных граждан — гражданское общество. События в Беларуси дают нам наглядный пример того, как это работает. После 26 лет тоталитаризма значительная часть белорусов начала борьбу за смену политического режима и вектора развития страны. Как обычно в таких случаях, режим пытается подавить оппозицию, применяя насилие, пока относительно умеренное.
В ходе политической борьбы бывшие подданные узурпатора постепенно превращаются в сознательных граждан. Они учатся самоорганизовываться, анализировать ситуацию, взвешивая различные варианты развития событий, определяя возможные риски и вероятность успеха. Затем они берут на себя ответственность за судьбу страны и переходят к практическим политическим акциям, анализируют результаты своих действий, находят более эффективные пути решения проблем и вновь продолжают политическую борьбу за новое цивилизованное общество. В ходе этой борьбы накапливается опыт защиты гражданских и политических прав, формируются устойчивые социальные связи, приобретаются навыки самоорганизации. Таким образом, общество вырабатывает социальный иммунитет против очень опасной социальной болезни — политического варварства, авторитаризма.
По мере укрепления гражданское общество вырабатывает устойчивые, доминирующие морально-психологические принципы, ориентированные на цивилизованность, демократию, толерантность к иному мнению, взаимоуважение, готовность к разумным компромиссам с учетом интересов разнообразных социальных групп. При этом особое внимание должно уделяться личности, как главной ценности цивилизованного общества.
Но этого мало, общество должно научиться воспроизводить такую систему в поколениях. Иначе достижения могут и не закрепиться, а со временем, под влиянием определенных обстоятельств (экономические трудности, обострение социальных противоречий, национальная, религиозная ненависть и т.д.), может произойти возрождение варварства. Поэтому работа по "очеловечиванию" людей не может прекращаться ни на минуту, формируя, укрепляя устойчивый иммунитет против "одичания" общества.
В авангарде этой работы стоят сознательные граждане, число которых должно увеличиваться, превращая социально активное меньшинство в сознательное большинство. Только так можно создать надежные гарантии против рецидивов варварства. Человечество должно осознать, что "детство" уже прошло. Мы больше не можем тратить время и ресурсы на борьбу с диктаторами-"камикадзе" с их бредовыми идеями о великих империях и т.п. Человечество должно сосредоточиться на решении задач, имеющих принципиальное значение для его выживания, а таковых уже накопилось немало. Не нужно быть провидцем, чтобы предвидеть появление и новых опасных проблем, с которыми может справиться только высокоэффективное сообщество цивилизованных людей.