В последнее время много говорят о проблемах с видеонаблюдением в Москве, о системе распознавания лиц, о том, какой колоссальный репрессивный потенциал у этой системы, как много возможностей для криминальных злоупотреблений.

Но люди, обсуждающие систему распознавания лиц, и критически ее оценивающие, очень часто ошибочно делают акценты именно на "криминальных злоупотреблениях". Мусора из-за технических изъянов в системе могут сливать преступникам данные о перемещениях граждан, об их локациях и основных маршрутах. Мол, система объективно нужна полиции для борьбы с преступностью, но не защищает конфиденциальность граждан от утечек на черный рынок. А поэтому, прежде чем систему можно было бы использовать, нужно устранить уязвимости, проработать регламенты использования системы, законы и подзаконные акты и т.п.

А можно я подойду к вопросу максималистски? Такая уж в России ситуация сложилась, что максимализм сейчас - удел здравых людей, ответственных граждан.

Вовсе не в том беда, что менты сольют что-то на черный рынок. Беда в том, что в руках у ментов вообще есть такая система. Для меня неприемлемо не то, что российский мент сольет мои данные запрещенному в России "Исламскому государству", или ворам в законе, или Коза ностре. Для меня неприемлемо, что российский мент вообще знает куда я хожу, как я хожу, в какое время и по каким улицам. Российский мент для меня - бОльшая угроза, чем обычная криминальная фоновая активность (от которой бездарный российский мент в любом случае не защитник, что с видеокамерами, что без видеокамер). Российский мент, гипотетически способный слить данные передвижения ФСБшника агентам ЦРУ - это проблема ФСБ, а не моя и не русского народа.

А кадыровцам, пригожинцам, чертям из кремлевским парамилитарнымх групп силовики и так любой объем данных про нас сольют, просто в рамках внутриведомственных операций, без всякого "черного рынка".

Система распознавания лиц через сеть городских видеокамер должна быть запрещена в принципе. Как технология. На законодательном уровне. Ее репрессивный потенциал в России не сопоставим ни с какими возможностями по борьбе с криминалом.

Система распознавания лиц может помочь раскрыть преступления? Да не пошли бы вы в ж**у, господа офицеры. У вас есть масса других способов раскрывать преступления. У вас гигантский жандармский штат. У вас есть криминалистика (вас учили этому в ваших ментовских школах и вузах, по крайней мере). У вас разнообразнейшие базы данных и тысячи единиц транспорта. У вас достаточно инструментов. У вас избыток инструментов.

Знаете ли, КПП на переходе из квартала в квартал, как в Синьцзяне, могут помочь раскрыть преступления. Комендантский час может помочь. Штрафы за пребывание в другом городе (не по месту прописки) помогают бороться с преступностью. Военно-полевые суды тоже, до известной степени, помогают в этом благородном деле. Бирки на одежде с именем и фамилией тоже очень полезны.

Система распознавания лиц - она в одном ряду, через запятую, с лагерными бирками, с внутригородскими КПП, со штрафами за присутствие в другом городе. Это нарушающая фундаментальные гражданские права технология. Приемлем только полный ее запрет, как противоречащей ключевым принципам демократии и свободы личности.

 

Роман Попков

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены