Во вторник во Франции проходил третий день общенациональных протестов против пенсионной реформы. Париж, по сути, был парализован забастовкой транспортников. Более 600 тысяч протестующих вышли на улицы по всей стране. А вообще профсоюзы начали забастовки против реформы с 5 декабря. Помимо транспортников в стачки вовлечены медики, учителя, университетские преподаватели, полицейские и даже адвокаты.
В ходе президентской кампании Эммануэль Макрон выдвигал лозунг пенсионной реформы на одно из первых мест. Во Франции исторически сложилась крайне запутанная пенсионная система, постоянно требующая дополнительных средств из бюджета. В стране действуют 42 особых пенсионных режима, которые охватывают в основном работников госсектора и позволяют уходить на пенсию раньше и получать дополнительные надбавки. Правительство собирается отменить эти режимы и ввести прозрачную универсальную систему. Предусматриваются общие условия формирования пенсий на основе зарплатных отчислений, их размер будет измеряться в баллах. Привилегии сохранятся только для военных, полицейских и медиков.
Другой аспект пенсионной реформы связан с общеевропейским трендом роста продолжительности жизни и старения населения. Во Франции возраст выхода на пенсию один из самых низких в развитых стран – 62 года (для сравнения: в Германии он составляет 65 лет и повысится до 67 лет через 10 лет). Французская реформа предусматривает, что граждане сохранят право выхода на пенсию в 62 года, но для получения пенсии в полном объеме должны будут работать до 64 лет. Новый порядок начнет действовать с 2027 года. Кроме этого, предусмотрены увеличение размера минимальной пенсии до €1 тыс. в месяц и надбавки для женщин, имеющих детей.
Казалось бы, реформа носит вполне мягкий, щадящий характер. В России пенсионная реформа, по сути, свелась лишь к увеличению возраста выхода на пенсию и вступила в действие уже со следующего года, хотя и поэтапно. У нас реформа поначалу вызвала сильное недовольство и снижение рейтингов власти, но серьезных уличных протестов почти не было, а потом люди быстро смирились. А вот французы, традиционно относящиеся к власти без всякого почтения, не привыкли без сопротивления отказываться от того, что имеют. Нынешние пенсионные права воспринимаются как завоеванные в упорной борьбе, а не дарованные сверху государством. К тому же во Франции, в отличие от России, существуют реальные профсоюзы.
Нынешние протесты пока встречают поддержку большинства жителей. И хотя 2/3 французов согласны с отменой специальных пенсионных режимов, лишь 37% одобряют повышение пенсионного возраста до 64 лет. Сейчас профсоюзы нацелены на упорную борьбу. Макрон и правительство тоже не собираются сдаваться. Можно ожидать, что на период рождественских каникул протесты сократятся, но затем позиционная борьба возобновится.
! Орфография и стилистика автора сохранены