(Сокращенный вариант специально для Каспаров.Ru; полностью работа будет опубликована в журнале "Мосты" (№64) и в моем блоге. И. Б.)

"Поскребите русского, и вы найдете татарина" – кто из нас хотя бы однажды не встречал этой цитаты? Не проходит буквально дня, чтобы не освятила она ту или иную публикацию, покушающуюся на критику кремлевской национальной политики карательной русификации, катящейся по трупам национальных языков, культур и традиций, наспех сочиненной и, в очередной раз, под очередного кремлевского небожителя, откорректированной российской "истории" или "великой русской" культуры; она же служит исчерпывающим объяснением почти всем тем мерзостям, что творила и творит Московия по отношению к соседям, равно как и оправданием рабской покорности народа российского. Под цитатой, само собою, ссылка на первоисточник: "Кюстин, "Россия в 1839 году"" – добросовестные публицисты, критики и комментаторы не могут позволить себе риска быть уличенными в нарушении copy right: за кражу интеллектуальной собственности сегодня бьют по рукам, даже если пострадавший собственник – покойник и не может постоять за себя. Это очень и очень отрадный факт, свидетельствующий о смягчении нравов: если российские публицисты перестанут красть цитаты или "забывать" сопровождать их кавычками и ссылками, то, возможно, недалеки времена, когда на встрече с ними можно будет безнаказанно оставить на столе ручку, футляр для очков или USB stick!

К сожалению, отмеченное смягчение нравов никак не отразилось на профессиональных повадках, и добросовестность на теренах империи по-прежнему остается товаром чуждым, как и оба слова, понятие составляющие – чему и обязана своим появлением предлагаемая работа. Дело в том, что приведенная выше цитата знаменитого и незаслуженно забытого маркиза заинтересовала и меня и, поскольку часто находила я ее в разных вариантах, да еще и с привешенным иногда алиби "приписывается", что никак не могло удовлетворить моих требований академической гигиены, то и решила, наконец, обратиться к первоисточнику. Это тем легче было сделать, что текст находится в свободном доступе в интернете.

Книга поразила меня настолько, что я решила собрать привлекшие мое внимание цитаты в один документ и поделиться радостью открытия с читателями "Мостов". Делаю это, не в последнюю очередь, по следующим соображениям.

1. В процессе работы обнаружила я несколько интернет-страничек, подающих цитаты книги маркиза. Беглое знакомство с ними позволяет мне утверждать, что приведенные там цитаты либо отсутствуют в тексте, либо призваны увести потребителя в определенную сторону от главной идеи автора ради которой шел он на смертельный риск открытой конфронтации с царским режимом, в те годы не менее могущественным, располагающим не меньшим числом шпионов и опирающимся на не менее многочисленную армию полезных идиотов во всех странах Европы, чем нынешний.

2. Перед читателем первый и до сих пор единственный случай изображения Московии европейцем без обиняков и экивоков, образов и эзопова языка, такой, какой она ему предстала: в домашних тапочках и семейной атмосфере. Это мнение европейца о стране, по крайней мере последние сто тридцать лет лезущей всем в глаза своей "европейскостью". Это мнение о Московии человека иной системы, выросшего на иной почве, вскормленного иными традициями, наивно поверившего в то, что Московия действительно стремится стать европейской державой, что за словами о европействе найдет он европейские же черты: культуру, менталитет, права человека, гуманизм, свободу и пр., но нашедшего лишь подогнанное под время и причесанное по моде ханство Батыя.

3. Поражает текст актуальностью и открывающеюся за нею системностью характера империи. Любознательный и независимый читатель найдет в державе Николая "палкина" все без исключения признаки и черты знакомой ему Московии первых декад века ХХI: коррупцию, воровство, ложь, гибридную политику – как внешнюю, так и внутреннюю, – принудительную психиатрию, повальную шпиономанию; встретит единичных "оппозиционеров", из-под руки и шепотом критикующих отдельные черты режима; узнает о том, что продажная западная – французская и немецкая – пресса уже тогда была на содержании Москвы... – одним словом, читатель не найдет в книге ничего нового, неизвестного ему из его сегодняшних буден. Изменились методики, как меняется технический уровень возможностей, но градиент политики, суммарное направление усилий, философия режима – все это не изменилось ни на йоту. Более того, неутомимый автор приводит соответствующие цитаты из "Истории..." Карамзина, доказывая, что прямая линия московской политики остается неизменной со времен первых московских иванов, перенявших ее от своих господ – татарских ханов. От читателя не потребуется особых, из ряда вон выходящих аналитических способностей, чтобы заметить: книга маркиза де Кюстина кладет конец всем дебатам о преемственности московской политики от Батыя до наших дней. И, следовательно, политика эта не зависит ни от имени очередного кремлевского временщика, ни от названия территории, ни от политической системы, которой прикрывается кремлевский тоталитаризм.

4. Еще более поражает неизменность менталитета подданных империи: логика их объяснений, оправданий и обоснований режима, защита его террористических реакций по отношению ко всему живому и сопротивляющемуся, будь то поляки, очередное восстание которых было потоплено в крови всего за несколько лет до приезда маркиза, преследования католиков и униатов или принудительное "лечение" П. Чаадаева – все это читатель легко перенесет на свой собственный опыт.

5. Возвращаясь к п. 1 и "главной идее" книги, упомянутой в нем: "Россия..." де Кюстина – вовсе не о Московии! И сегодня я уверена, что все кастрированные, искаженные или полностью приписываемые маркизу "цитаты", гуляющие по интернету и, по лени ли, глупости или злокозненности авторов, украшающие статьи и книги, служат одной цели: увести читателя от этой главной идеи, скрыть ее под ярким покрывалом хлестких и точных маркизовых афоризмов и формулировок, уличить его в "русофобии". Книга – о Европе, о политике Европы по отношению к Московии. Это испуганный вопль очевидца, заглянувшего в глаза чудовищу, которое видит свое историческое предназначение в уничтожении целого континента с его тысячелетней культурой; книга – отчаянная попытка разбудить европейских политиков, заставить их изменить, наконец, политику соглашательства и умиротворения монстра.

Труд маркиза – доказательство неизменности политики Батыя, унаследованной кремлевскими тиранами, и у Европы нет никаких оснований надеяться, что политика эта изменится в обозримом будущем.

Сегодня мы можем только подивиться правоте и прозорливости автора.

Прежде чем "допустить" читателя к цитатам, позволю себе одно замечание и один совет.

Замечание.

Чтение предлагаемых цитат не освобождает от ознакомления с первоисточником!

Судя по тому, что цитата, приведенная в начале, в оригинале отсутствует целиком и полностью, книгу не читали ни цитирующие ее авторы, ни редакторы, допустившие свободное хождение цитаты, ни читатели, авторов тех не опровергнувшие, редакторов не посрамившие. А напрасно. Книга хороша не только текстом, не только фактами, не только стилем изложения, но и, не в последнюю очередь, комментариями российского издателя, ссылками на критиков и пояснениями особенностей политики тогдашней администрации. Приведу лишь один пример. По прочтении книги Николай I высочайше повелеть соизволил написать опровержение – факт, ни тогда, ни сегодня никого в Московии не удивляющий. Факт, однако, неопровержимо доказывающий рабскую сущность Московии как идеи, как социального феномена – т.е. доказывающий правоту автора.

Совет.

Принимаясь за чтение цитат или берясь за первоисточник, совершите над собой усилие: оставьте в стороне эмоции. Это в равной степени относится как к "оскорбленным" "русофилам", так и к "злорадствующим" "русофобам". Книга маркиза не "за" и не "против" "наших", она – зеркало – холодный лист стекла, покрытый с одной стороны серебром европейского менталитета; то, что читатель видит в зеркале, обусловлено лишь покрытием. Выставляя зеркало, маркиз как бы говорит московитам: "Это – ваше лицо, каким оно отражается европейцу. Либо прекратите полуторавековую болтовню о вашей "европейскости", либо принимайтесь за работу, чтобы стать когда-нибудь европейцами!" Он, по собственному признанию, "простодушно произнес вслух то, что все /.../ скрывают из осторожности", произнес в надежде "побудить умных людей пуститься на поиски лекарства".

Но таковых, к сожалению, ни Московия, ни Европа не дали до сих пор.

И это, пожалуй, самый печальный опыт, какой дает прочтение книги.

"Россия в 1839 году", Маркиз Астольф Луи Леонор де Кюстин

"Если сегодня Россия – одно из любопытнейших государств в мире, то причина тому в соединении крайнего варварства, усугубляемого порабощенным состоянием Церкви, и утонченной цивилизованности, заимствованной эклектическим правительством у чужеземных держав"

"Увидев русских царедворцев при исполнении обязанностей, я тотчас поразился необычайной покорности, с какой они исполняют свою роль; они – своего рода сановные рабы /.../ в поведении всей свиты цесаревича, как господ, так и слуг, видны привычки челяди. /.../ здесь господствует бескорыстное и безотчетное раболепство /.../ смесь надменности с низостью"

"дух хитрости, наследие лживой византийской культуры, царит среди русских и даже определяет собою всю общественную жизнь империи царей, удачливых преемников Батыевой гвардии. /.../ рабство сделалось не только реальностью, но и основополагающим законом общества. Оно извратило человеческое слово до такой степени, что русские стали видеть в нем всего лишь уловку; правительство /.../ живет обманом, ибо правда страшит тирана не меньше, чем раба. /.../ в России всякая речь есть выражение религиозного или политического лицемерия"

"Ум этого народа-подражателя питается чужими открытиями"

"Куда ни посмотри, Россия во всем отстала от Европы на четыре столетия"

"От первобытной дикости избавиться можно, от мании же казаться тем, чем ты не являешься, излечиться нельзя"

"Национальная гордость /.../ приличествует лишь народам свободным"

"У нас работа дает человеку жить; в России она его убивает"

"Обо всех русских, какое бы положение они ни занимали, можно сказать, что они упиваются своим рабством"

"Российская империя – это лагерная дисциплина вместо государственного устройства, это осадное положение, возведенное в ранг нормального состояния общества"

"Русские охотно делают из своих героев святых. Им нравится смешивать воедино устрашающие добродетели своих повелителей и чудотворную мощь их небесных заступников; они стремятся освятить жестокости истории авторитетом веры"

"мысль здесь не только преступление, но и несчастье"

"Однако, что бы ни говорили эти покорные подданные, что бы они ни делали, восторг их остается принужденным: это – любовь стада к пастуху, который кормит его, чтобы зарезать"

"Русское правительство – абсолютная монархия, ограниченная убийством"

"основа их характера и поведения – хитрость. Никто не вправе упрекать их за эту черту, естественно вытекающую из их положения"

"Если народ живет в оковах, значит, он достоин такой участи; тиранию создают сами нации"

"Или цивилизованный мир не позже, чем через пять десятков лет, вновь покорится варварам, или в России свершится революция куда более страшная, чем та, последствия которой до сих пор ощущает европейский Запад"

"Российские политические порядки не выдержали бы и двадцати лет свободных сношений между Россией и Западной Европой"

"несмотря на получаемое ими поверхностное образование /.../ русские еще не могут считаться людьми цивилизованными. Это татары в военном строю – и не более. Их цивилизация – одна видимость; на деле же они безнадежно отстали от нас и, когда представится случай, жестоко отомстят нам за наше превосходство"

"Как ни старайся, а Московия всегда останется страной более азиатской, нежели европейской"

"Русские дорого бы дали, чтобы обзавестись прошлым в несколько веков!"

"В России еще существует деспотизм, ибо в нем самая суть моего правления; но он отвечает духу нации" (Николай I, И.Б.)

"Император – единственный человек во всей империи, с кем можно говорить, не боясь доносчиков"

"Природа и история никак не затронули русскую цивилизацию; ничто в ней не вышло из почвы или из народа – прогресса не было, в один прекрасный день все ввезли из-за границы"

"русский находит вкус в рабстве"

"Надо побывать здесь, чтобы узнать, какие размеры может принимать презрение богатого человека к жизни бедняка, и понять, насколько малую ценность вообще имеет жизнь в глазах человека, обреченного жить при абсолютизме"

"на протяжении более чем столетия благовоспитанные русские – знать, ученые, власти предержащие, только тем и занимались, что клянчили идеи и искали образцов для подражания во всех обществах Европы"

"представьте себе полудикий народ, который построили в полки, не дав ни образования, ни воспитания, и вы поймете, каково моральное и общественное состояние русского народа"

"Однажды московский губернатор /.../ написал ей (Екатерине II, И.Б.), что никто не отдает детей в школы; императрица отвечала в таких примерно словах: "Дорогой князь, не надо жаловаться, что у русских нет желания учиться; школы я учреждаю не для нас, а для Европы, во мнении которой нам надобно выглядеть пристойно; в тот день, когда крестьяне наши возжаждут просвещения, ни вы, ни я не удержимся на своих местах""

"Страх в России замещает /.../ мысль"

"По-моему, прежде чем принимать изъявления всенародной любви, следовало бы создать сам народ"

"Да и что такое, в конце концов, эта толпа, которую окрестили народом и которую Европа почитает своим долгом простодушно расхваливать за ее почтительную короткость в обращении к своим государям? не обольщайтесь – это рабы рабов"

"попробуйте посоветовать отменить постепенно в России крепостное право, и вы увидите, что с вами сделают и что скажут о вас в этой стране"

"Прежде чем сравнивать наши два народа, подождите, пока ваш появится на свет"

"сама нация доселе – всего лишь афишка, наклейка для Европы"

"Империя эта при всей своей необъятности – не что иное, как тюрьма, ключ от которой в руках у императора"

"Русского простолюдина бьют в жизни так же часто, как и приветствуют"

"Дурное обхождение здесь упорядочено не хуже таможенных тарифов"

"Из подобного общественного устройства проистекает столь мощная лихорадка зависти, столь неодолимый зуд честолюбия, что русский народ должен утратить способность ко всему, кроме завоевания мира"

"с тех пор как я в России, будущее Европы видится мне в черном цвете"

"краснейте, ибо тот, кто не восстает всеми силами против политики страны, где творятся подобные несправедливости и где смеют утверждать, что они необходимы, является /.../ их соучастником и несет за них ответственность"

"русские считают, что их удел – творить насилие"

"Едва выбившись из грязи, человек тотчас получает право, более того, ему вменяется в обязанность помыкать другими людьми и передавать им тумаки, которые сыплются на него сверху; он причиняет зло, дабы вознаградить себя за притеснения, которые терпит сам. Таким образом дух беззакония спускается вниз по общественной лестнице со ступеньки на ступеньку и до самых основ пронизывает это несчастное общество, которое зиждется единственно на принуждении, причем на принуждении, заставляющем раба лгать самому себе и благодарить тирана; и из такого произвола, составляющего жизнь каждого человека, рождается то, что здесь называют общественным порядком, то есть мрачный застой, пугающий покой, близкий к покою могильному; русские гордятся, что в их стране тишь да гладь. Раз человек не захотел ходить на четвереньках, надо же ему чем-нибудь гордиться, хотя бы ради того, чтобы сохранить свое право на титул человеческого создания..."

"ловкость присуща русским во всем, в том числе и в воровстве"

"привычка брать все, что плохо лежит, не мешает тем же самым людям быть очень набожными"

"все обличает беспорядок и произвол, все выдает постоянную тревогу странных созданий, которые обрекли себя на жизнь в этом фантастическом мире, за свою безопасность. Но эти бесчисленные памятники гордыни, прихоти, сластолюбия, славы, благочестия, несмотря на кажущееся разнообразие, выражают одну-единственную мысль, которая подчиняет себе все: эта мысль – вечный страх, порождающий воинственность. Кремль бесспорно есть творение существа сверхчеловеческого, но злобного. Прославление рабства – такова аллегория, запечатленная в этом сатанинском памятнике, столь же необычном для зодчества, сколь видения апостола Иоанна необычны для поэзии: это жилище под стать действующим лицам Апокалипсиса"

"Другие народы терпели гнет, русский народ его полюбил; он любит его по сей день"

"Русские отточили страх до того, что он принял форму любви"

"для русских действовать по собственному усмотрению – такое страшное испытание, о каком они с их подлым патриотизмом боятся даже помыслить: ведь следствием этого испытания не может не стать хаос, гибельный для империи рабов. В низости, достигшей подобных пределов, есть нечто величественное; это – /.../ залог нерушимости Государства"

"народ, мечтающий о рабстве, как другие мечтают о свободе, народ, алчущий собственной крови и готовый умереть ради забавы государя"

"разница между прошлым и настоящим этой страны не так велика, как кажется"

"правители России отнюдь не без причины скрывают русскую историю от русских"

"не думаю, что в Западной Европе нашелся бы хоть один король, способный обесчестить монархическую власть принятием таких условий, на каких с разрешения повелителей-татар правили своей страной в XIII, XIV и XV столетиях московские великие князья"

"между независимыми славянами и русскими, которых три века рабского существования приучили повиноваться тирании, пролегла пропасть, а у обоих этих народов нет, по правде сказать, ничего общего"

"В Петербурге солгать – значит исполнить свой гражданский долг"

"ныне Россия сильна лишь постольку, поскольку мы признаем за ней силу"

"Полуобразованные, соединяющие либерализм честолюбцев с деспотичностью рабов, напичканные дурно согласованными между собою философскими идеями, совершенно неприменимыми в стране, которую называют они своим отечеством"

"тишина, безлюдье и полиция – одним словом, Россия!"

"Народы обретают право на признательность человечества не тогда, когда алчно поглядывают на соседей, а когда обращают все силы свои на себя, добиваясь высших достижений как в духовной, так и в материальной цивилизации"

"В России есть порядок; одному Богу ведомо, когда в ней появится цивилизация"

"не смейтесь – я сам видел, осматривая Академию живописи, как на дверях одного из залов начертаны эти слова – "Русская школа"!!!"

"Если вы, на беду свою, не только русский, но еще и чувствуете себя художником, вам нужно уезжать за границу"

"Матерям здесь следовало бы оплакивать рождение детей более, чем их смерть"

"у русских жизнь безотраднее, чем у любого другого народа Европы; причем говоря "народ", я разумею не одних лишь крепостных крестьян, но и всех, кто населяет империю"

"православный поп будет учить народ только повергаться ниц перед силою!!"

"мертв тот народ, у которого нет ничего своего, кроме покорства"

"Россия – огромный театр. Если зритель хочет сохранить хоть какие-нибудь иллюзии, ему ни в коем случае не следует заглядывать за кулисы. Быть может, недалек тот день, когда вся Европа разделит мое мнение по поводу того гигантского шарлатанства, на котором покоится могущество российских императоров"

"Сердечность незнакома русским – ее они у немцев не позаимствовали"

"Клич "да здравствует свобода!" может хоть завтра раздаться даже и у границ Сибири во время кровавого бунта, при зареве пожара; слепой и жестокий народ может перерезать своих господ, восстать против темных самодуров, обагрить кровью воды Волги, только свободней он не станет – на нем ярмом тяготеет варварство"

"русского народа еще и нет – есть только императоры, имеющие рабов, и вельможи, также имеющие рабов; народа все они не образуют"

"У русских не было средневековья, у них нет памяти о древности, /.../ рыцарского прошлого, уважения к своему слову; они доныне остаются /.../ по-китайски церемонно вежливыми, по-калмыцки грубыми или, по крайней мере, нечуткими, по-лапонски грязными, /.../ и дико невежественными /.../, по-жидовски хитрыми, по-холопски пронырливыми, по-восточному покойными и важными в манерах своих, по-варварски жестокими в своих чувствах"

"В сердце русского народа кипит сильная, необузданная страсть к завоеваниям – одна из тех страстей, что вырастают лишь в душе угнетенных и питаются лишь всенародною бедой. Нация эта, захватническая от природы, алчная от перенесенных лишений, унизительным покорством у себя дома заранее искупает свою мечту о тиранической власти над другими народами; ожидание славы и богатств отвлекает ее от переживаемого ею бесчестья; коленопреклоненный раб грезит о мировом господстве, надеясь смыть с себя позорное клеймо отказа от всякой общественной и личной вольности"

"Русское православное духовенство всегда являло и будет являть собою своего рода ополченцев, лишь мундиром своим несколько отличных от светских войск империи. Подчиненные императору попы и их епископы составляют особый полк клириков – только и всего"

"если на Западе утихнут страсти, если между правительствами и подданными установится союз, то жадные завоевательные чаяния славян сделаются химерой"

"Для чего служат установления в стране, где правительство не подчиняется никаким законам, где народ бесправен и правосудие ему показывают лишь издали, как достопримечательность, которая существует при условии, что никто ее не трогает: так собаке показывают лакомый кусок и бьют, когда она хочет к нему приблизиться. /.../ Надо бы сказать русским: для начала издайте указ, позволяющий жить, а потом уже будете мудрить с уголовным правом"

Ирина Бирна

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter