На улице, ведущей от императорского дворца к моему токийскому юго-западу, притормозил сегодня машину у мини-супермаркета, которые в Японии называются "комбини" - от английского конвиньенс, удобство. У меня был не слишком удачный день, много бесполезных, не дающих результата разговоров. В комбини я купил пластиковый стаканчик с эспрессо, все еще раздраженно сунул банковскую карточку продавцу-непальцу с ласковыми бархатными глазами. И плюхнулся на стул у столика в крохотном отсеке, где можно выпить или съесть то, что ты купил с полки - или то, что тебе продавцы разогрели в микроволновке из солидного набора полуфабрикатов.
Девчонка в тяжеленных черных башмаках на крутой платформе, в розовом платьице в кружавчиках и рюшечках а-ля Мальвина-Буратино и с прической из тщательно выстроенных золотых завитушек легко приземлилась рядом. Она поставила на столик пластиковый конус с холодным какао и вытащила из бирюзовой сумочки с кружевами книжку. Книжку, печатную!
Барышня с пышным бантом на груди читала запоем, азартно перелистывая страницы. Мне не удалось увидеть название - ну, не пялиться же умудренному годами дяденьке на соседнюю девицу в возрасте старшеклассницы или что-то вроде этого.
Но факт есть факт - японцы печатные книги читают. Люди постарше утыкаются глазами в покетбуки в метро, задумчивые офисные красотки погружаются в книжки во время обеденного перерыва, разместившись на нагретом солнцем парапете делового билдинга после короткого ланча. В читальном зале моей районной библиотеки почти все время кто-то сидит.
Временами вообще кажется, что Япония очень прочно живет в мире знаков на бумаге - книжных магазинов полно, печатные газеты выходят невероятными многомиллионными тиражами. Но более 67 процентов японцев в ходе последнего правительственного опроса сообщили, что за последние годы стали меньше читать книг в каком-либо виде.
Среди участников исследования 47 процентов признались, что читают меньше одной книги в месяц. Японцы считают, что это близко к ужасу, хотя, по моему мнению, такой показатель великолепен. Ведь получается, что больше половины взрослых жителей огромной страны читают по меньшей мере одну книжку в месяц - это, как мне кажется, дело почти невероятное. Кстати, мне все же удалось подглядеть, что читает моя юная соседка в "комбини" - и я чуть не упал со стула. Сборник повестей, где значился в том числе Тургенев. Тургенев! Иван Сергеич! Черт, многого мы еще не знаем об этой жизни.
! Орфография и стилистика автора сохранены