Начало: К 25-летию геноцида - кто и против кого в Руанде воевал?

 

Тем временем, у соседей руандийцев творились не менее замечательные вещи.
В Уганде левацкий режим Милтона Оботе был сброшен в ходе военного переворота. Но радоваться правым не нужно: новый лидер Иди Амин стремился доказать, что он - хуже, гораздо хуже. Доказал.

И вот этот карикатурный людоед (это не метафора, а самая настоящая правда) сумел привлечь внимание мира. Начал с живших в стране европейцев (как позднее было сделано в Зимбабве). Впрочем, громил и отнимал собственность и у выходцев из Индии.
Разорвал отношения с Израилем - и сдружился с СССР. Намеренно послал угандийских военных (символически, конечно) на войну Судного Дня с Израилем. Очень быстро дошел до международного терроризма: в 1976-м именно в Уганду был угнан самолет "Air France", следовавший из Тель-Авива в Париж. Операцией по освобождению заложников руководил (и погиб в ходе боя) подполковник Йонатан Нетанияху - старший брат нынешнего израильского премьера.

Но история операции "Шаровая молния" требует отдельного рассказа. И "веселье" Амина Угандийского (надеюсь, никто и никогда не спутает его с современником - Амином Афганским) - тоже.

Иди Амин на фоне флага Уганды. Редко о ком из диктаторов можно сказать по одному фото, что они изверги. Об этом - можно. Среди орденов заметен и орден от Бокассы - людоеды, судя по всему, неплохо дружили

 

А пока что ясно: Угандой руководил очень "веселый "человек. И его "веселье", сопровождавшееся зверствами и репрессиями, вызвало ненависть всей Уганды. А в этой стране, как мы помним, нашли пристанище десятки тысяч руандийцев-тутси.
Среди тех, кто вряд ли мог помнить родную страну, хотя родился за несколько лет до "революции хуту", был и Поль Кагаме. 

Видимо, семья была не из самых бедных: он выучил английский, вполне нормально интегрировался в новую страну... а потом и в партизанскую армию в Танзании, готовившуюся в "час икс" покончить с диктатурой Амина.

"Час икс" настал довольно быстро: терявший рассудок Амин совершил вторжение (не обошлось без интернациональной помощи вездесущего Каддафи) в Танзанию. И получил "обратку". Тем более, что Советы Советами, но и им не в первый раз пришлось выбирать между "прогрессивными режимами", а Танзания была все же важнее, да и ее правитель (хотя тоже не вполне бескровный) был все же куда интеллигентнее. 

1979-й был необыкновенным годом, когда множество диктатур по всему свету было сметено - хотя в иных странах (в Иране, например) они как раз установились. Не минул он и Иди Амина: получилось как примерно в то же время с Пол Потом в Камбодже. Армия Танзании совместно с партизанами выбила угандийцев с территории страны - а затем начала наступление на столицу Уганды. Бился в пене параноик, орал по радио, что он - дедушка угандийской нации, - однако это ему не помогло. Пришлось удирать.

Если кто-то думает, что "веселые времена" для Уганды на том и закончились, он сильно ошибается. 

Вернувшийся Оботе быстро развязал террор против неугодных племен - и началась долгая гражданская война ("война в буше"). Битва шла за столицу, пока очередная армия, возглавляемая Йовери Мусевени, не выбила оттуда противника.

А офицером разведки в той армии служил Поль Кагаме...

Йовери Мусевени в своей знаменитой шляпе, ныне - несменяемый правитель Уганды и гонитель ЛГБТ

 

"Веселое время" для Уганды не закончилось и после этого. Но все же для бОльшей части страны наступил мир. А для Кагаме - время раздумий: что дальше? Продолжать армейскую карьеру? При этом, как бы усердно ни велась борбьба с враждебными власти боевиками, для угандийцев Кагаме и его друзья-беженцы оставались иностранцами, чужаками, их повышение по службе вызывало острую неприязнь местных.

Или же попытаться сделать то, о чем лишь мечтали белоэмигранты из России и их сыновья: "весенний поход" и возвращение с триумфом... в фактически почти чужую для него страну, которую Кагаме смог посетить до войны (и, само собой, наметанным глазом разведчика оценить ситуацию).

Поль Кагаме с бойцами Патриотического фронта

 

Когда смотришь на фото Кагаме тех лет, то появляется какое-то странное ощущение дежа вю: если отвлечься от типично африканских черт, то это - хорошо знакомый нам образ. Образ белогвардейца, каким его изображали более-менее прогрессивные советские режиссеры - им, конечно, надо было внушить неприязнь, но это - сценарий. А образ такого военного-интеллигента, который, конечно, вынужден воевать - он, скорее, вызывал симпатии.

Так или иначе, решение было принято: Кагаме и его приятель детства, такой же беженец из Руанды, создали свою армию. Конечно, при поддержке новой угандийской власти. И принялись восстанавливать справедливость.

Вскоре ситуация поменялась: Фред Рвигиема, друг и единомышленник, № 1 в Руандийском патриотическом фронте, погиб на второй день вторжения в Руанду. То ли дело было действительно в шальной пуле, то ли случился конфликт в руководстве РПФ - это ясно не вполне, истории оставлены очень разные показания.

И с этого дня № 1 в РПФ становится Поль Кагаме.

1 октября 1990 года силы РПФ впервые вступили в бой с войсками Руанды. Новый шаг к тому, что произошло менее чем через 4 года, был сделан. Но об этом мы говорим сейчас и по факту.

Продолжение следует

Егор Седов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены