Андрей Илларионов с сарказмом пишет об очередных путинских обвинениях в адрес Запада в двойной морали, двойных стандартах. В данном случае Путин имеет в виду различное отношение Запада к Саудовской Аравии и России: за неудачную (!) попытку убийства Скрипалей против бедной России ввели "кучу санкций", а в отношении Саудовской Аравии за убийство Джамаля Хашогги (убийство состоявшееся!) никаких оргвыводов не последовало. Совершенно же, по мнению президента России, однотипные действия: "Хашогги убит, это очевидно, все это признали. Скрипаль, слава богу, жив. Тем не менее в отношении России там куча санкций. Не переставая, до сих пор об этом говорят. А во втором случае — тишина полная".
Андрей Илларионов совершенно справедливо усматривает в этом заявлении Путина, по сути, явку с повинной. Но вот что касается претензий Путина к мировому сообществу, то в данном редком случае не могу с ним не согласиться: действительно, за однотипные действия против России "куча санкций", а в отношении Саудовской Аравии — "тишина полная". И здесь надо учитывать еще ряд нюансов. Прежде всего, конечно, то, что Скрипали все-таки выжили, но не только это. Путин действительно в сравнении с Мухаммедом ибн Салманом смотрится вполне себе цивилизованным. Цивилизованным убийцей, надо, конечно, уточнять. Потому что Путин убивает современными способами, с использованием новейших технологических достижений — в частности, новейших ядов — а наследный принц методами средневековыми, с расчленением трупа. Но убийство всё равно остаётся убийством...
В общем, солидарен с Путиным: налицо в чистом виде двойные стандарты Запада!
Но это, вообще-то, еще не все. На месте Путина я бы привел еще один, более серьезный по своим последствиям и количеству жертв пример однотипных действий России и той же Саудовской Аравии. Саудиты во главе коалиционных сил арабских государств вторглись в Йемен, как Россия — в Сирию, и массово бомбят мирных йеменцев, как Путин сирийцев. Но Путина за его действия все ругают и тоже вводят санкции, а против Саудовской Аравии не то что ничего не вводят — США и ряд других стран в массовом порядке поставляют ей оружие, из которого потом убивают йеменцев.
Amnesty International в марте этого года со ссылкой на Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) опубликовало данные, что в Йемене с момента начала интервенции 26 февраля 2015 года по февраль 2018-го погибли более 5974 мирных жителя и более 9493 получили ранения. Правозащитная организация приводит конкретные примеры авиаударов по мирным жителям:
"27 января 2018 года между 6 и 8 часами утра в результате авиаудара возглавляемой Саудовской Аравией коалиции был разрушен гражданский жилой дом в аль-Ракабе, в южной части Йеменской провинции Таиз. Пострадали все шесть членов семьи Наджи, жившие в доме: мать, Ровейда, двое её сыновей в возрасте 10 и 6 лет были убиты. Отец, Рияд, и его трёхлетний сын получили осколочные ранения в живот, годовалая девочка также была ранена, но менее тяжело". По рассказам местных жителей, "разрушенный дом находился по меньшей мере в 3 км от любого военного объекта, в момент удара ни в доме, ни поблизости не было бойцов. Amnesty International проанализировала видеозапись авиаудара и подтвердила, что при его нанесении применялась 250-килограммовая бомба GBU-12 с лазерным наведением, произведенная в США компанией Lockheed Martin".
"В августе 2017 года в ходе ночного налета сил возглавляемой Саудовской Аравией коалиции на жилой район в южной части Саны были убиты 16 и ранены 17 мирных жителей; большинство убитых и раненых были детьми. Amnesty International пришла к выводу, что и в этом инциденте использовалась бомба, произведённая в США компанией Raytheon; бомбу сбросили на жилой дом, в котором находились мирные жители".
Но цифра в 5974 убитых мирных жителя Йемена, озвученная Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, это официальная цифра подтвержденных, зафиксированных смертей. А реальное количество жертв наверняка больше, и, скорее всего, — намного больше.
Равиль Мустафин в опубликованной в "Независимой газете" 15 августа этого года статье "Война в Йемене стала войной против детей" пишет по поводу возможных реальных цифр (это уже спустя полгода после цифр, приведенных Amnesty International): "Когда говорят о жертвах этой бойни, многие, в том числе и наши, и зарубежные, СМИ называют цифру 10 тыс. Но, что интересно, эта же цифра гуляла по страницам газет и по сайтам и год, и два назад. Только сегодня попадаются чуть "обновленные" данные — иногда 12 тыс., иногда даже 70 тыс. Хотя еще в 2016 году глава Ассоциации улемов (богословов) Йемена Мухаммед Шамсуддин во время визита в Москву называл цифру 227 тыс. убитых и раненых. И эта цифра представляется наиболее правдивой, но теперь эту цифру надо как минимум умножить на два". Скорее всего, эта оценка все-таки преувеличена, но несомненно, что жертв этой бойни на самом деле много больше, чем шесть тысяч, официально признанных ООН. Равиль Мустафин приводит примеры варварских бомбардировок только за первые две недели августа: "Мировое сообщество промолчало, когда 2 августа саудовцы разбомбили рыбный рынок и центральную больницу в Ходейде, свалив вину на хуситов, дескать, это их рук дело. Ровно через неделю саудовские ВВС наносят новый удар — по автобусу, перевозившему школьников в Сааде. Жертвами стали еще 43 человека, главным образом дети, многим из которых не исполнилось 10 лет".
В общем, по совершенным преступлениям, в том числе против человечности, оба режима — российский и саудовский — еще могут посоревноваться (разве что у саудитов, слава Богу, точнее, Аллаху, нет ядерной бомбы). Но Россия в глазах мирового сообщества все-таки все более становится изгоем, а Саудовская Аравия продолжает быть основным союзником Штатов на Ближнем Востоке. И это не двойная мораль?!
Трамп категорически не хотел делать никаких оргвыводов после убийства Хашогги в отношении властей СА (точно, кстати, как и в отношении Путина) и все говорил, что в ситуации надо разобраться. Включив наивного и доверчивого простачка, президент США ссылался на то, что король и наследный принц "энергично отрицают" свою осведомленность о замышлявшемся убийстве журналиста. Такая вот презумпция доверия со стороны Трампа — раз люди говорят, что они ни при чем, — нехорошо не верить им. "Вполне возможно, что наследный принц знал, — сказал Трамп. — А может и нет". Точно так же он удивлялся, почему в США никто, кроме него, не верит Путину, который говорит, что нет, Россия не вмешивалась в американские выборы.
Когда же стал очевидным не только сам факт убийства Джамаля Хашогги, но и факт организации этого преступления властями королевства, Трамп несколько сменил риторику. Отвечая на вопросы журналистов на лужайке у Белого дома, он сказал, что разрыв отношений с Саудовской Аравией — это была бы "ужасная ошибка" США, поскольку тут же взлетели бы цены на нефть и возникла угроза разрушения глобальной экономики. Кроме того, по словам Трампа, Соединенные Штаты нуждаются в Эр-Рияде для противовеса Ирану.
Да, Саудовская Аравия противостоит в Йемене Ирану и "Хезболле". Теоретически. Ну так и противостояла бы именно им. Но, судя по количеству убитых мирных жителей, ибн Салман борется в Йемене против Ирана и "Хезболлы" примерно так, как Путин в Сирии — против ИГИЛ. Чем в таком случае войска саудитов, совершающие преступления против человечности, отличаются от хуситов, поддерживаемых Ираном? Только тем, что саудитам США и ряд других западных стран щедро поставляют оружие. И тут еще надо учесть, что хуситы все-таки находятся в своей стране, и да — тоже совершают военные преступления, но в любом случае они — сторона защищающаяся и, как верно заключил Равиль Мустафин в статье в "НГ": "...нельзя ставить на одну доску агрессора и его жертву".
В заявлении Трампа на сайте Белого дома говорится, что после его последней поездки в Саудовскую Аравию в прошлом году королевство приняло решение инвестировать в США 450 млрд долларов — "рекордную сумму". Из них 110 млрд будут потрачены на покупку военной техники. "Если мы безрассудно отменим эти контракты, Россия и Китай станут огромными бенефициарами и будут очень счастливы извлечь все из этих новообретенных сделок. Это был бы прекрасный подарок им прямо из Соединенных Штатов!" — отмечается в заявлении Трампа.
Что касается взлета нефтяных цен в случае оргвыводов в отношении властей СА, то тут Трамп очень кстати вспомнил Иран. Исходя из логики Трампа, и против Ирана в свое время нельзя было вводить санкции. Тем не менее факт неминуемого взлета цен не помешал введению широкомасштабных антииранских санкций. Что же касается того, что в случае отмены военных контрактов саудиты на радость России и Китаю купят все то же самое у них (у России то же вооружение, что у США?), то тут Штатам следовало бы позаботиться о введении международного эмбарго на поставку вооружений Саудовской Аравии, как, собственно, было с тем же Ираном.
Лукавит, конечно, господин Трамп. И на посту президента страны он остается прожженным циником и бизнесменом и просто не хочет лишиться кругленькой суммы в 450 млрд. И нисколько не заботит его, что из поставленного саудитам оружия будут убиты еще тысячи мирных йеменцев. И нисколько не заботит его, что США вообще-то считаются флагманом свободы и демократии, поборником прав человека. И нисколько не заботит его, что таким своим поведением США лишний раз подтверждают еще один излюбленный тезис Путина, что свобода, демократия и верховенство права — это сказки для одураченного западного обывателя, нигде в мире, а не только в России, этого нет, все одним миром мазаны.
Оснований для принятия широкомасштабных международных санкций в отношении Саудовской Аравии, международного эмбарго на поставку ей вооружений — более чем достаточно. И главное здесь — не убийство Джамаля Хашогги, а преступная суть самого режима, на глазах всего честного мира совершающего военные преступления в Йемене, о чем этот мир, кажется, не очень информирован. Конечно, не палестинцев же убивают — каких-то там йеменцев, пусть даже и тысячами.
В этом, думается, определенная вина четвертой власти — СМИ — которая не просвещает или мало просвещает население западных стран, что представляет собой режим в королевстве. Об убийстве Хашогги СМИ рассказывали много и подробно, и мировое сообщество ужаснулось этому дикому преступлению, но именно после него, по моим ощущениям, возникло обманчивое впечатление — что это преступление единственное в своем роде, исключение из правил. Трамп именно так и пытается представить дело, чтобы вывести союзника из-под удара. Чтобы плохо информированному о сути режима в СА населению не пришло в голову поинтересоваться у выбранных им руководителей, почему они продают оружие тем, кто совершает преступления против человечности.