Почти одновременно двое сбрендевших (не могу миновать любимое путинское выражение) совершили потрясшее всех - Владислав Росляков в Керчи и американофилиппинец Цезарь Сайок* - из Флориды.
После этого много было сказано и говорится об атмосфере ненависти и параноидальной ксенофобии (применительно к США - отношение к оппонентам Трампа как врагам страны).
Глупости про глобализацию и социальные сети повторять не будем, просто в СССР 18-летний пэтэушник не мог получить разрешение на карабин или дробовик (для самообороны!) и купить его и сотню патронов 12 калибра (по подтверждающему по звонку из милиции) в охотничьем магазине.
В смысле же взрывчатки - из старых со времен войны мин и снарядов тола выплавляли предостаточно - на поколения рыбаков.
Поэтому "вековая мечта" школьника - перестрелять родной класс - была почти неисполнима, и реализовывалась в отложенном виде - в армии, когда, отправляя жертву травли (это эвфемизм) в караул, ему приходилось выдавать боевые патроны.
С нами все ясно, хотя надо признать, что такой концентрированной пропаганды ненависти к либеральными оппонентам режима и к странам Свободного Мира России не знала со смерти Сталина. Даже совершенно феерическая кампания травли Пастернака, коей исполнилось ровно 60 лет, была точечной. А нападки на Сахарова и Литературного Власовца Солженицына уже были казенной профанацией.
То же самое и относительно антизападной пропаганды. Войны боялись, США - довольно долго не любили, но Анжеле Дэвис и Луису Корвалану сочувствовать категорически не хотели.
Отметим в сторону, что советская пропаганда четко отличала реакционные круги поджигателей Холодной войны и круги прогрессивные - выступающие за разоружение и сотрудничество с СССР.
Путинская же и вообще антилиберальная пропаганда, снося США как "Блудницу Вавилонскую", всячески избегает критики республиканцев, как раз и проводящих нынешнюю политику, но нещадно бичует демократов, причем, именно по внутриамериканской повестке дня и именно с позиций крайне правых республиканцев.
Этому есть, конечно, внятное социально-психологическое объяснение (отечественный истеблишмент и средний класс с энтузиазмом въезжают как раз в ту историческую фазу, которая для трамповцев** - "доброе старое время"), но подробнее я не буду сейчас в эту тему погружаться.
Вернемся к главному - к нашим баранам. [Дегенераты, принесшие к порогу "Новой газеты" голову черного барана, не удосужились прочесть кому приносили эллины такую жертву и кто придёт на такой зов, но, в целом, смелые люди, даже бесшабашные].
Основа идеи либерализма - не верховенство права или независимость экономики от государства, но запрет государству быть ментором, воспитывать людей идеологически. Не зря же либерализм вышел из отстаивания свободы совести (в значении выбора веры и церкви), в то время, как ограничения свободы политических и идеологических высказываний еще считались нормой.
Наш главный кошмар - в возвращении государством себе советской роли главного ментора, классного наставника. Именно путинистское государство сегодня и сеет ненависть и паранойю, показывая всем, что они являются социальной нормой.
Это усугубляется возвращением "застойного" патернализма - не просто превращения государства в основного работодателя и источника средств для жизни, но и разрушении ставшей появляться с конца 80-х связи между собственной инициативой, творческими возможностями, трудолюбием и прилежанием - и уровнем жизни.
Но покинем родные палестины.
С приходом Трампа произошло невиданное в США - глава государства (и по неформальному статуса - понтифик "гражданской религии") стал генератором политической ненависти.
Яростная борьба между партиями уже стала традицией со времен Рузвельта, когда его реформы были восприняты как покушение на цивилизационные основы Америки.
Республиканцы нещадно травили Рузвельта, Кеннеди и Клинтона. Демократы - Никсона и Буша-младшего, атакуют Трампа со всех сторон.
Но никогда критикуемый президент не становился "полководцем" подобного рода конфронтаций - его удел был отвечать на нападки и инсинуации с достоинством и - если умел - с юмором, ибо за него было кому отвечать.
В этом смысле Цезарь Сайок, увидевший в перевернутой надписи "Пепси" приказ Обамы американцам умереть (готовый сюжет для Прокопенко или "экспертов" Норкина), это солдат Трампа, от энтузиазма выскочивший из окопа преждевременно - как тот пассажир из анекдота, бросившийся избивать соседа-еврея, увидев, что едущий рядом офицер посмотрел на часы и махнул рукой - типа, настало долгожданное времечко.
Но и Росляков, дважды обученный стрельбе (на льготной основе в клубе и бесплатно - на подростковых курсах от МВД или еще в аналогичном месте), не успел дождаться команды идти в оппозиционную редакцию, и его накопившийся заряд ненависти ушел в одноклассников, а журналистам досталась лишь баранья голова...
_____
* Будь это у нас, все бы тут же написали, что это сделали сами оппозиционеры для пи-ара.
** Трамп - это такой Антирузвельт с твиттами вместо "радиобесед у камелька"...
! Орфография и стилистика автора сохранены