Отличный текст в жанре "урбанизм здорового человека". О том, что набившая оскомину риторика про "атомизированного городского человека" - это полная ерунда. Напротив, сила городской цивилизации заключается в том, что город подарил индивиду возможность быть свободным от извечного давления клана, семьи, цеха и прочих "малых групп". А это, в свою очередь, сделало возможными рыночные отношения, разделение труда, социальную мобильность и прочее.
"Дело в том, что город — современный, модерновый город — это прежде всего уникальная возможность для человека как раз не быть частью никакого сообщества. Город — это уникальная культурная лаборатория, которая позволяет человеку быть одному. На протяжении почти всей истории человечества человек не мог быть один — он с необходимостью и неизбежностью был частью сообщества: большой семьи, клана, религиозной общины, сословия. И только в современном городе он получает возможность освободиться от этой неизбежной во всех прочих условиях необходимости быть частью сообщества, возможность быть индивидом. Но надо, конечно, понимать, что этот вот индивид, эта возможность быть одному — это не есть некая данность. Напротив, это сложный и рафинированный результат многих факторов — из области политики, права, экономики, — сошедшихся в цивилизации модерна. Более того, этот индивидуализм — хрупкий продукт, который, выражаясь известным афоризмом Мишеля Фуко, история может смыть, как волна смывает след на песчаном берегу".
Это важный момент, что город и (фактическая) свобода индивида - это, по всей видимости, неотделимые социальные феномены. Однако из этого не следует, что город выдергивает индивида из общественной жизни и делает его одиноким. Напротив, только в городе индивид может состоять во множестве социальных групп, границы которых не пересекаются. Это разнообразие и делает человека независимым от какой-то конкретной группы.
Также именно города позволили уйти от автократической власти, сопутствовавшей человечеству большую часть истории. Сплоченные "малые группы" и прочие "локальные сообщества", помимо прочего, любят друг с другом воевать. Поэтому исторически только сильная королевская власть могла поддерживать мир на территории крупнее полиса. Урбанизация избавила людей от войны малых групп, а затем - и от автократии.
"Город позволяет вам не быть частью сообщества"
* * *
Вдогонку как раз показательный кейс о "темной стороне локальных сообществ". История о том, как жители Савеловского района плечом к плечу встали против строительства прачечной для бомжей. Характерно здесь то, что среди героев оказалось немало активистов и ветеранов борьбы против реновации.
"Если мы попытаемся согласовать любой благотворительный сервис — например, для детей с расстройством аутистического спектра, любой туберкулезный диспансер, СПИД-центр, — понятно, что часть местных жителей будет резко против. Они скажут: "Как это так, мы сейчас воздушно-капельным путем заразимся СПИДом" (и такие голоса, кстати, раздавались, когда фонд "Вера" открывал хоспис). И если мы будем запускать такие проекты только при стопроцентной поддержке местного сообщества, то все они окажутся за 101-м километром. Я недавно разговаривал с одним медицинским магнатом, у которого более 50 поликлиник в регионах. Он рассказал, что каждый раз, когда они открывают поликлинику, происходит то же самое — местные жители против: "У нас теперь больные люди будут ходить" (хотя сами они при этом, конечно, будущие клиенты этих поликлиник)".
Несложно заметить, что психологически - это не горожане. Это селюки, которые вышли с вилами и факелами на защиту родной деревни, дабы не пущать туда иноверцев, прокаженных, колдунов и гулящих женщин. С тем же сельским мировоззрением связано стремление огородить шлагбаумами каждый двор и понаставить всюду заборов.
Интересно, что при этом они стреляют себе в ногу. Ведь проблему бомжей в городе можно решить, только создавая такие заведения, где тех будут отмывать и лечить. Но если в каждом районе окопалась агрессивная деревенщина, то строить заведения будет просто негде. В итоге селюки будут мучиться, но продолжать заниматься огораживанием.
Такие "локальные сообщества" - это не город. Это стремление превратить город в 100 деревень, стоящих впритык.
! Орфография и стилистика автора сохранены