В 2015 году, когда шел второй год путинской оккупации Крыма и войны против Украины, президент Литвы Даля Грибаускайте с горечью сказала: "В Европе и мире сейчас нет лидеров, способных остановить Путина". Прошло еще три года. Лидеров все нет.

Очевидно, что жизнь в мире без лидеров, то есть, без моральных авторитетов — это надолго. Это состояние "безлидерства" надо осмысливать, чтобы научиться в нем жить. Или понять, как его можно преодолеть.

Этот диагноз – безлидерский мир – довольно очевиден. Попробуйте назвать современников, сопоставимых по своему моральному авторитету с Гавелом или Ганди, с Манделой или с Сахаровым. Среди мировых лидеров нет тех, кто обладает политической волей Черчилля или Тетчер, Рузвельта или де Голля.

Весной текущего года сайт Colta.ru предложил своим читателям определить, какие личности в России больше всего заслуживают права называться моральными авторитетами, и предложил выбрать из 60 кандидатов, среди которых были Сергей Ковалев и Никита Михалков, Дмитрий Быков и Михаил Горбачев, Михаил Жванецкий и Владимир Гундяев. Почти все, предложенное редакцией, было отброшено. А наибольшее число голосов набрали те, кого предложили сами пользователи. Всего проголосовали 85 тысяч человек, и вот первая десятка моральных авторитетов России, по версии аудитории Colta.ru:

  1. Илья Maddyson (Давыдов), видеоблогер.
  2. Нариман "Абу" Намазов, IT-предприниматель.
  3. Алексей Навальный, политик, блогер.
  4. Леонид Парфенов, журналист, блогер.
  5. Владимир Путин, политик.
  6. Данила Поперечный, блогер.
  7. Захар Прилепин, писатель.
  8. Пахом (Сергей Пахомов), художник.
  9. Ваномас (Илья Маслаков), видеоблогер.
  10. Борис Гребенщиков, музыкант.

Два политика, один писатель, один художник, один музыкант, все остальные – блогеры. Чтобы стать моральным авторитетом по версии Colta.ru, необходимы три слагаемых.

Во-первых, надо быть известным именно в интернете. Во-вторых, надо быть прикольным: смешно материться, корчить забавные рожи, ритмично двигаться, в целом уметь вызывать позитивные эмоции — не быть скучным. В-третьих, желательно добывать инсайд и эксклюзив: редкие фото, видео, жареные факты… Правда, не вполне понятно, какое все это имеет отношение к моральным ценностям…

Мир постмодерна полностью демонтировал культурные иерархии и разрушил прежние площадки формирования моральных и интеллектуальных авторитетов. Когда-то такой площадкой была церковь, и в ней был создан институт святых, житии которых должны были служить эталоном для подражания.

Книгопечатание и вызванные им Реформация и Просвещение отодвинули церковь от роли главной кузницы моральных авторитетов, и на эту роль выдвинулись литература, искусство, наука, а с возникновением всеобщего избирательного права — и публичная политика.

В эпоху постмодерна и эти площадки оказались разрушены, замусорены и поросли бурьяном. Символический капитал признания коллег по цеху, который раньше в сфере культуры отличал творца от ремесленника, в настоящий момент оказался полностью размыт "тусовочностью", а с фактическим исчезновением культуры чтения толстых журналов вообще лишился площадки формирования. Политиков, способных совершать поступки и произносить слова, становящиеся цитатами и девизами на десятилетия, заменили мелкие посредственности, выращенные в колбах чародеев-мордоделов, умеющие толкаться локтями в партийных лифтах, но совершенно бессильные перед настоящими вызовами истории.

Телевидение и интернет, как среда формирования моральных авторитетов, так же бесперспективны, как и современная политика. Конвейерное производство "звезд" в телевизоре способно рождать лишь пошлость и оголтелый цинизм. В плотных слоях интернета созревают инфлюэнсеры, то есть, популярные блогеры, пригодные для продвижения товаров и услуг, а также пошляки и циники, не более подходящие на роль моральных авторитетов, чем селебрити, выращенные в телевизионной колбе.

Измельчание и деградация политиков, и измельчание и деградация моральных авторитетов – это две стороны одного процесса. В прошлом веке этот процесс привел к тому, что некому было остановить Гитлера, а сегодня некому остановить Путина. Тогда, в середине прошлого века, планета содрогнулась от ужаса войны и стала рождать настоящих политиков, духовных, интеллектуальных лидеров. Можно ли в этот раз обойтись без войны? Не знаю. Но думать о том, как это сделать, необходимо.

Ценности культуры, морали и науки живут и продвигаются с помощью институтов. Одним из таких институтов является институт премий, главной из которых стала Нобелевская. Не касаясь чисто научных премий в области физики, химии и физиологии, — о них надо говорить отдельно, — отмечу роль в формировании ценностей и моральных авторитетов нобелевских премий мира, и премий по литературе. При всей их значимости и почтении к Нобелевскому фонду, который присуждает эти награды, его решения довольно часто подвержены политической конъюнктуре и идут вразрез с провозглашаемыми ценностями. Трудно, например, воспринять Анвара Садата, Ясира Арафата или Барака Обаму, как эталонных политиков и носителей исключительно тех политических ценностей, которые необходимы в современном мире. Возможно, есть смысл подумать над созданием, параллельно с Нобелевской, другой премии для политиков и общественных деятелей, в которой можно было бы заложить правила, исключающие конъюнктуру.

Еще один международный институт, который мог бы продвигать моральные ценности и их носителей – это Международный общественный трибунал. Нечто подобное было создано в 60-х годах прошлого века Бертраном Расселом и Жаном-Полем Сартром.

У трибунала Рассела-Сартра были две главные проблемы. Во-первых, крайне однородный, в политическом отношении, состав трибунала, в котором были представлены, в основном, члены организаций левого толка. Во-вторых, финансирование трибунала указывало на наличие конфликта интересов: например, когда рассматривались преступления США во Вьетнаме, одним из источников финансирования было правительство Северного Вьетнама. В итоге решения трибунала Рассела-Сартра воспринимались общественным мнением, как тенденциозные, несмотря на авторитет создателей.

Отдаю себе отчет в том, что эти предложения могут показаться наивными и бесперспективными, а главное, требующими той самой политической воли, дефицит которой сегодня столь очевиден. Проще, конечно, пустить все на самотек, как это было сделано в прошлом веке. Правда, война, которая может начаться в результате деградации политики и морали, вполне вероятно в этот раз вызовет не мобилизацию человечества, а окончательную усталость планеты Земля от этой людской плесени, которая все время норовит вляпаться в одну и ту же лужу.

Игорь Александрович Яковенко

detaly.co.il

! Орфография и стилистика автора сохранены