Роман Сущенко — украинский журналист, а также один из многих российских политзаключенных. Женат, у него двое несовершеннолетних детей. Был арестован в сентябре 2016 года в Москве. Журналиста обвинили в шпионаже против России (ст. 276 УК РФ). Мосгорсуд 4 июня 2018 года приговорил его к 12 годам колонии строгого режима.
Сущенко работал корреспондентом в агентстве "Укринформ" с 2002 года, а с 2010-го был собственным корреспондентом во Франции, где и жил вместе с семьей. Он приехал в Россию навестить родственников и был задержан. Задержали его 30 сентября, но до 3 октября о нем не было никакой информации. Журналистка Зоя Светова — тогда еще член московской ОНК — написала о нем в своем Facebook. Она обнаружила Сущенко во время посещения следственного изолятора "Лефортово". Только после этого ФСБ подтвердила эту информацию.
Эфэсбэшники назвали Сущенко кадровым служащим главного управления разведки Минобороны Украины, собиравшим секретные сведения о деятельности российских Вооруженных сил и Росгвардии. По версии ФСБ, он был выпускником военного училища, а потом уже, будучи полковником, собирал сведения: не готовится ли новое наступление самопровозглашенной "ДНР" на Мариуполь. Задержан он был якобы во время проведения шпионской акции. Какое отношение Россия имеет к наступлению самопровозглашенной "ДНР" на Мариуполь, в ФСБ не уточняли.
В главном управлении разведки Украины "шпионство" Сущенко не подтвердили. "Считаем это очередным фейком", — заявили в Украине. После этого в "Укринформ" написали, что Сущенко является сотрудником их агентства.
"Шпионство" Сущенко можно поставить под сомнение, а вот в его критичном отношении к российской пропаганде сомневаться не приходится. Последнее сделанное им интервью, которое так и осталось неопубликованным, касалось открытия "Русского духовно-культурного центра" в Париже. Как отмечает "Обзреватель", европейские СМИ называли этот центр инструментом секретных операций РФ вблизи Елисейского дворца.
Представлять дело журналиста стал Марк Фейгин, известный своей защитой политзаключенных, в том числе и украинских. В апреле этого года его лишили статуса адвоката якобы за использование нецензурной лексики в соцсетях в отношении своих коллег и их клиентов. Однако нельзя исключать, что подлинная причина отнятого у Фейгина адвокатского статуса — его политические взгляды и защита политзеков. Он продолжил представлять интересы Сущенко и после решения адвокатской палаты.
Пока Фейгина лишали статуса, Сущенко успели перевести в камеру-одиночку в "интересах национальной безопасности России".
В мае в украинском МВД предложили обменять журналиста на руководителя РИА "Новости-Украина" Кирилла Вышинского, задержанного в Украине по подозрению в госизмене. Фейгин считает, что дела схожи, но по мнению российских властей эти дела сравнивать нельзя. Как заявила официальный представитель российского МИД Мария Захарова, Вышинский работал на Украине журналистом, и поводом для его ареста стала именно его профессиональная деятельность. "Что касается господина Сущенко, который въехал на территорию РФ, он не занимался журналистской деятельностью, когда заезжал на территорию РФ", — заверила Захарова.
МИД Украины призвал ООН, ОБСЕ, Совет Европы и авторитетные правозащитные организации не оставаться в стороне от задержания Сущенко и принять меры для его скорейшего освобождения. Власти Киева настаивают на том, что Россия нарушает права человека и оказывает давление на независимых журналистов. Самого Сущенко министерство называет "политическим заложником". "Укринформ" считает задержание Сущенко "спланированной провокацией", а председатель Верховной рады Андрей Парубий предложил в связи с арестом журналиста вернуться к вопросу введения визового режима с Россией.
Президент Украины Петр Порошенко в своем Facebook написал, что задержание Сущенко является беспрецедентным цинизмом российского "суда". Он говорил о Сущенко и с президентом Франции Эммануэлем Макроном, которому подарил картину арестованного журналиста.
Во время судебных прений сторон прокурор просил назначить Сущенко 14 лет заключения в колонии строго режима. Дело имело гриф "совершенно секретно" и слушалось в закрытом режиме. После вынесения приговора защита заявила, что не согласна с приговором и будет его обжаловать в Верховном суде. Фейгин добавил, что Сущенко своей вины по-прежнему не признает.
Мемориал, признав журналиста политическим заключенным, отметил, что абсолютная закрытость следствия и суда по делу Сущенко порождают неустранимые сомнения в обоснованности обвинения.
5 июня приговор был обжалован в Верховном суде. Сущенко сидит в СИЗО уже более 20 месяцев. Пока он находился в заключении, у него умер отец.
"На многочисленные вопросы, обращенные ко мне по поводу деталей дела Сущенко, при невозможности комментировать подробно, скажу только: Роман Владимирович действительно образцовый украинский патриот!" — написал про журналиста Фейгин. Приговор он уже обжаловал.