В современной оппозиционной (либеральной, анархо-демократической, левоимперской и даже правоконсервативной) среде оспаривать фашистский тренд, или даже уже фашистскую сущность путинизма, — это проявлять себя таким же еретиком, как лет 60 назад отрицать факт необратимости социализма в России...
В этот спорт я погружаться не буду, я только хочу озвучить лишь некоторые выводы из тезиса о констатации фашизоидности нынешнего режима.
1. Веймарская "фашизация" — это не навязанная диктатура, это импульс к тому, что потом стало национал-социализмом, импульс, идущий от самых различных социальных групп и кластеров (и от озлобленных маргиналов, и из академической среды), имеющий истоком самые различные культурные течения (от романтизма до авангарда).
2. Советская гуманистическая культурная традиция (так воспеваемая как апогей европейской духовной культуры Д.Л. Быковым) была школой сопротивления давящему государственному тоталитаризму и сталинистским народным массам как его орудию для борьбы с интеллигенцией. Она научила побороть коммунизм и вдохновила на "антинародные" реформы. Но как противовес правой тоталитаризации, идущей от самого социума, она не работает. Это действительно идёт именно от социума, потому что путинизм необычайно популярен именно среди представителей двух волн русскоязычной эмиграции (имеется в виду тот её компонент, что относится к среднему классу) в значительной части еврейской или немецкой, на которую совершенно не действует заточенная под русскую великодержавность нынешняя московская пропаганда и на которую явно не может давить путинский полицейский аппарат. Причём эта "путинизация" эмиграции началась ещё до путинизма...
3. Русская гуманистическая культурная традиция помогала сопротивляться абсолютизму (называемому здесь "самодержавием") и бездушной, коррумпированной и архаичной бюрократии. Она, конечно, помогала сопротивляться "тёмному царству", но оно воспринималось лишь как косная среда и орудие в руках реакционных властей. Источником "тёмности" считалось невежество и угнетение — словом, "азиатчина". Поэтому все надежды были на просвещение и европеизацию (даже у Достоевского). Против "нового варварства" уже просвещённых масс она не вырабатывает "антител" и поэтому не может помочь в духовном сопротивлении путинизму.
4. Единственная культурная традиция, которая выработала "антитела" против правого (рыночно-националистического) тоталитаризма, идущего именно от социума, причём уже образованного, культурного — это западноевропейский, прежде всего, западногерманский антифашизм. Потерпев поражение в 20-30-е годы, он всё-таки остановил ностальгический тоталитарный реваншизм в ФРГ и Италии, где, напомню, переворот силами спецслужб был предотвращён всего 47 лет назад. Однако сильный левый уклон в этой западной антифашистской традиции вызывает её отторжение в современной России, интеллектуальную идеологическую атмосферу которой сформировал правый антикоммунизм советских диссидентов и участников Ельцинской революции.