”Я ошибся. Никол оказался прав”, – этими словами бывший президент и премьер Армении Серж Саргсян начал заявление о своей отставке 23 апреля. Спустя неделю, 1 мая возглавляемая им Республиканская партия 55 голосами против 45 отклонила в парламенте кандидатуру лидера оппозиции Никола Пашиняна на пост главы правительства.

Я вынужден повторить первую фразу Сержа Саргсяна, хотя и по куда менее значимому поводу – я ошибся в своем прогнозе о вероятности избрания Пашиняна 1 мая на заседании парламента, продолжавшегося 8 с половиной часов. Партия олигархов, воров и убийц, пришедшая к власти в Армении под вывеской ”республиканцев”, проголосовала не просто против оппозиции. В Ереване на площади Республики с раннего утра собралось не менее 100 тысяч демонстрантов в поддержку Никола Пашиняна. Десятки тысяч его сторонников, затаив дыхание, смотрели прямую трансляцию из зала парламента по всей стране и в диаспоре. Республиканцы пошли против подавляющего большинства армянского народа, фактически против республики, если вспомнить латинское значение этого слова – ”общественное дело”, или его греческий прототип ”демократия” – власть народа. Можно ли в этом контексте повторить и вторую фразу Саргсяна, о том, что Никол оказался прав? Прав в том, что согласился перенести революционное движение с площадей и улиц в парламент для конституционной передачи власти народу от тех самых депутатов-республиканцев, у которых он эту власть отбирает. Мирные, ненасильственные и конституционные методы борьбы – это главный лозунг движения Пашиняна. Но может ли революция решать вопрос о новой власти при помощи инструментов и деятелей власти старой? Тем более, что нынешнее республиканское большинство в парламенте было обеспечено насилием, подкупами и фальсификациями, так же как и проведенные изменения в конституции? Или же все-таки правильнее было бы немедленно назначить новые выборы в парламент от имени временного правительства народного согласия, провозглашенного восставшим народом? Никол Пашинян пошел путем компромисса, диалога, уповая на национальную солидарность. Республиканцы ответили саботажем, бойкотом, отказом.

Предыдущий комментарий я назвал ”армянской Вандеей”, намекая на контрреволюционное восстание времен Великой Французской революции – прообраза и архетипа всех социально-политических мятежей последних двух веков. Увы, в этом я оказался прав, хотя в Армении контрреволюции потребовалось не три года, а лишь три дня на организацию сопротивления. Ошибся я в другом, чрезмерно оптимистически оценив шансы на переход здешней компрадорской буржуазии на сторону народа. Колониальная администрация Армении, с потрохами проданная российскому империализму, провела Вальпургиеву ночь на 1 мая в бдениях и ”консультациях”, чтобы наутро обернуться звериным оскалом ненависти к собственному народу. Восьмичасовые дебаты в парламенте были бесконечным допросом ”по кругу”, где каждый второй обвинял Пашиняна в том, что его поздравил Саакашвили, поддержал Навальный, приветствовал Госдепартамент США, что все вместе и порознь не нравится Кремлю, раздражает Путина, подрывает российско-армянские отношения. Напрасно Пашинян вновь и вновь терпеливо объяснял и настаивал, что протесты против местной власти не имеют геополитического подтекста, что кризис вызван алчным и бездарным управлением прежней власти и именно Республиканской партии, что он намерен развивать равноправные и дружеские отношения со всеми партнерами, да и вообще, он немедленно назначит новые выборы, где все оппоненты смогут свободно представлять свои позиции и доказывать свою правоту. Напрасно – республиканский оркестр исполнял свою партию как по нотам, вновь и вновь пугая народ или самих себя то гневом России, то угрозой войны. Я провел все эти восемь часов под палящим солнцем на площади Республики, посреди многотысячного митинга сограждан, следивших за ходом заседания по двум огромным экранам, и свистом, криками, смехом и проклятьями откликавшихся на этот шабаш.

Республиканская партия Армении сегодня совершила политическое самоубийство. 55 депутатов, проголосовавших против миллиона восставших, отрезали себе все пути к компромиссу, к диалогу, к возвращению в политическое поле. Ответом общества уже с 8 утра среды станет всеобщая забастовка, блокада дорог, прекращение занятий в школах и вузах, демонстрации и митинги протеста без перерыва вплоть до следующего заседания парламента, назначенного через неделю. Зачем нужен республиканцам этот ад и хаос, которым они пугают население, и который они сами же и устраивают своим безумным, бессмысленным поведением? Напомню, что Республиканская партия не выдвинула собственного кандидата на пост премьера после отставки сначала Сержа Саргсяна, а потом и Карена Карапетяна. Что могло заставить их пойти против сотен тысяч своих сограждан – алчность, властолюбие, страх? Но если их лидер, Серж Саргсян, лично признал свое поражение и ушел, то кто же тогда приказал им продолжать это бессмысленное и опасное для страны сопротивление народу? Вспомните, на какое число выпадает недельный срок следующего заседания парламента – 8 мая. А на 7 мая назначена инаугурация Путина. Не в этом ли причина столь иррационального поведения партии армянских олигархов? Не приказом ли из Кремля ”не портить праздник” вызвано их дикое сопротивление? Ведь выход Армении из-под ига московских наместников явно не вписывается в праздничное меню кремлевских поваров, даже несмотря на все успокаивающие заверения Пашиняна. Москва слезам не верит. Москва верит только в кровь. Вот почему следует ожидать согласованного и практически вызванного саботажем республиканских подонков обострения на границе Армении и Азербайджана. Другого спаособа удержать власть, кроме войны, у чекистов здесь нет. Они тонут и хватаются за пузыри. Вот только бы эти пузыри не окрасились бы кровью...

Тигран Хзмалян

5165news.com

! Орфография и стилистика автора сохранены