В Волоколамске прошел очередной митинг против местной отравленной свалки. На этом митинге виднелись плакаты "Путин помоги" и "Уважаемый президент, умоляем". С одной стороны это стало поводом для фатализма противников режима ("этот народ ничем не проймешь"), с другой - поводом для радости со стороны прорежимной сволочи ("это не политический протест, а коллективная челобитная"). Но мне это напомнило эпизод из книги перуанского экономиста Эрнандо де Сото "Иной путь" - там он описывает, как перуанская беднота самовольно захватывает государственные земли, строит на них поселки, а затем вступает в борьбу с властью за "легализацию". Борьба бывает серьезная: строят баррикады, дерутся с полицией и т.д. Но, при этом, поначалу тоже вешают плакаты с обращениями к политикам и официальным властям. Однако, как отмечает де Сото, это имеет сугубо прагматичную цель - если политики не помогают, то все "симпатии" к ним исчезают, как утренний туман.

Люди в Волоколамске тоже имеют прагматичную цель - решить проблему со свалкой (и это нормально: политика - реализация своих прагматичных целей). Для этого они готовы, подобно перуанским поселенцам, обращаться хоть к Путину, хоть к черту лысому. В конце концов, цена такого обращения - чернила да бумага, на которой оно написано. Но, если это не сработает, уже завтра те же самые люди будут искать другие адресаты. Поэтому сегодня они пишут письма Путину и не хотят "политики", а завтра мгновенно сменят настрой и сами позовут Навального. Потому что первична именно цель (убрать свалку), а вовсе не абстрактная позиция "за" или "против" режима. Достаточно понять это, чтобы перестать писать глупости о "рабском менталитете" или всенародной поддержке Путина.

При этом у властей здесь вилы. Если исполнить требования митингующих, они разойдутся. Но кто знает, как скоро люди, ощутившие эффективность своей  самоорганизации, выйдут требовать чего-нибудь еще? К тому же Путин только на прямых линиях грозный, а в реальности мало что может поделать с бизнес-интересами своей братвы. Если не исполнить требования, подавить - люди пополнят ряды убежденного протестного электората. Наверняка, в Кремле сейчас думают над таким балансом кнута и пряника, который приведет к "оптимальному" (для них) результату. Например, требования в целом удовлетворить, но организаторов митинга наказать, чтобы другим неповадно было.

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены