О режиссёре Бортко и его "Собачьем сердце"... Сейчас, когда Бортко "отличился" внесением в Госдуму законопроекта о ликвидации демократических статей Конституции РФ, лента ФБ полна недоумения - "ах, как же мог так измениться", мол, режиссёр "столь прогрессивного фильма"?! Я совсем по-другому еще тогда увидел фильм "Собачье сердце", и потому совершенно логичны взгляды Бортко...
Помните "профессора Преображенского" - такого умного, образованного, высокопрофессионального, эстета и гурмана, презиравшего хамов? Сколько россиян с 90-х и по сей день охотно примеряют на себя его цитаты! Как они были бы ошарашены, если б поняли, что Преображенский только усилиями Бортко стал положительным персонажем, потому что он видел в нём себя! По версии же ряда булгаковедов, Булгаков вложил в этот образ противоположный смысл - издевательски изобразив в этой отвратительной личности "прокремлевских деятелей науки и культуры". И сделал это очень сильно и образно!
1. Начну с характеристики морального облика Преображенского, данной в самом начале повести. Что является основой его благополучия? Он работает с VIP-клиентами, искусственно возвращая им - импотентам - сексуальную силу. Какая сильная метафора!
Плюс к тому делает аборт 14-летней девочке - по просьбе тоже VIP-чиновника-педофила, у которого есть жена, "заграничная командировка" и нежелание "огласки". Может быть лучший маркер для обличения Профессора в глазах читателей?
2. За это, напомню, Преображенский получает по телефонному указанию от некоего о-очень высокого партийного начальства (такого, что Швондер просто бледнеет!) санкцию на бессрочное владение особо роскошными 7-комнатными апартаментами! Вроде 3-хэтажного особняка в центре Москвы для столь же беспринципного якобы "интеллигента" - "красного графа" Алексея Толстого.
Разве Преображенский пытается вразумлять власть, уж не говоря о том, чтобы бороться с ней? Да упаси Бог! Все, что ему интересно - это иметь свой полулегальный гешефт. Вкусно кушать, слушать "Аиду" в опере и напоказ кичиться своим богатством (в первой же главе, при знакомстве, делается акцент на его роскошной "тяжелой шубе на чернобурой лисе" - причем по контрасту с подробно и сочувственно описанной до этого "машинисточке", мёрзнущей в своей скудной, "модной", одежде). Такие "преображенские" со своими снобистскими понтами прекрасно, сытно живут при любой власти - в то время, как другие отправляются ею в тюрьмы и лагеря.
3. У Булгакова не бывает деталей впустую. Помните в начале повести девушку-машинисточку с её жалкой зарплатой, вынужденной терпеть сексуальное насилие от своего начальника? А когда потом такая же девушка появляется с болезнью у Преображенского, он лишь отчитывает ее за "сексуальную неразборчивость" и отправляется дальше к своим разнообразным "горячим закускам". И где тут интеллигентское сострадание??? Как и в той сцене, где Преображенский, получающий несколько сотен рублей в день, нарочито не хочет дать хоть рубль в "помощь детям немецких рабочих". Потому что "не любит пролетариат". Зато возмущается, когда тот его плохо обслуживает.
4. Вообще фигуры Швондера и Вяземской (женщина в кожанке) подверглись особенному переворачиванию смыслов в фильме Бортко. В фильме они окарикатурены до уровня оборванных идиотов и хамов, врывающихся в сапогах в покои профессора. А в повести Булгаков отмечает лишь, что они одеты скромнее (!), чем сам профессор и его клиенты. И в квартиру они там вовсе не врываются, топча все сапогами, а входят и останавливаются на пороге. Зато Преображенский разговаривает с ними совершенно по-хамски, начинает с порога делать оскорбительные замечания и даже рта не дает раскрыть. И разве не сексизм указывать женщине, что она не имеет права ходить в брюках и кожаной куртке?!
И еще одна деталь. Вяземская дважды краснеет от смущения - реакция на слова Преображенского. Единственная в повести, кто проявляет такую человеческую способность...
А зачем, кстати, Преображенский оперирует дома, и за отдельную высокую плату, а не в своей клинике, не задумывались? Да потому что ему эти самые спорные две из семи комнат нужны для того, чтобы VIP-клиенты могли скрыть от огласки своё "грязное белье". В клинике это сделать это гораздо труднее. Простите, но Швондер здесь прав.
5.
Именно такие, как Преображенский (что и показал Булгаков!) делают "шариковых"!
Воспитывают их, точнее, развращают - своей беспринципностью, приспобленчеством... Да Булгаков же откровенно выразил свое отношение к этим опытам Преображенского над чужим мозгом:
"...Его глаза были фальшивые, и в глубине их таилось пакостное дело, если не целое преступление… Зубы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобрели остренький колючий блеск, и, взмахнув ножичком, он метко и длинно протянул по животу Шарика рану. Кожа тотчас разошлась, и из неё брызнула кровь... Борменталь набросился хищно, Филипп Филиппович полоснул второй раз, и тело Шарика вдвоём стали разрывать крючьями, ножницами… Оба заволновались, как убийцы, которые спешат... Нож вскочил ему в руки как бы сам собой, лицо Филиппа Филипповича стало страшным… Он ободрал оболочки мозга и пошел куда-то вглубь..."
6. У Булгакова есть ещё более откровенная фраза Преображенского: "Я заботился о евгенике, об улучшении человеческой породы". Напомню, что потом теория "евгеники" стала почитаема в Третьем Рейхе.
Отсюда логичен и принцип обращения Преображенского с "воспитуемым":
"Человечество выделяет из массы всякой мрази десятки выдающихся гениев, украшающих земной шар... А вам надо только молчать и слушать, что вам говорят!! Поскольку вы - на низшей стадии развития!.."
Очень демократичная система воспитания, да? Классическое деление общества - на узкую "элиту" и остальное "быдло", которому положено только "молчать и слушать!"
Проф. Преображенский - все еще Ваш герой? И у Вас есть сомнения, почему этот фильм получил такой шикарный пиар в нашей стране, контролируемой "конторой"?
Р.S. Через десять лет после "Собачьего сердца" Булгаков написал "Мастера и Маргариту". Там уже нет ни "швондеров", ни "вяземских" - лишь "шариковы", "преображенские" и их пациенты. К этому времени, т.е. к 1935г., в стране остались уже только они. Идейных почти не осталось - на многие десятки лет....
! Орфография и стилистика автора сохранены