Что же касается людей (ныне живущих) с современных фотографий, то, строго говоря, кроме одежды и кистей рук, их "сущностей" там по-просту нет. Но и у них я заранее прошу прощения, верю, что они были бы не против послужить такой святой, на мой взгляд, цели. Простите меня пожалуйста!.."
"Подарили им вторую жизнь на этих портретах! Какие необыкновенно прекрасные лица!" — пишет Ирина Громыко.
Егор Седов:
"Несколько лет назад в соцсетях появились фото — воспоминания о Блокаде. Черно-белые жуткие фото на фоне, переходящие в нынешний, знакомый всем пейзаж.
Жуткое и пронзительное зрелище. Сильнее тысяч слов на митингах памяти.
Здесь — практически то же. О людях. Как они могли бы выглядеть, оказавшись в нашем нынешнем мире.
Обычно дискурс о сталинизме и репрессиях подразумевает какие-то известные фамилии, "начальство", попавшее под репрессии, "ленинскую гвардию". На самом деле — ничего подобного. Под каток мог попасть абсолютно каждый. Рабочий, крестьянин, студен, продавщица, врач... Вообще — любой. Такой же точно, как мы.
Вот об этом — фотопроект Хасана Бахаева.
Поклон автору за него".
Анна Трусова:
"30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. Не забывайте, не прощайте....
Хаса Бахаев в фейсбуке опубликовал фото молодых людей, уничтоженных системой, обработанных так, чтобы мы смогли взглянуть на них как на современников. И это сильно, я вам скажу!"
Алексей Навальный:
"Простая штука какая, а насколько иначе сразу воспринимаешь.
Одно дело — просто фамилия и дата смерти. Черно-белая фотография. А если поместить их в современный контекст, то как сразу берёт за живое.
Козьма-то Григорьев был такой же как ты. Только его расстреляли в 21 год и не увидел в своей короткой жизни Козьма почти ничего.
Или, вот, Раиса. Работала машинисткой. Наверное была влюблена в кого-то. Думала, где раздобыть шмоток помоднее и косметики.
Строила жизненные планы и жизнь была прекрасна, но расстреляли в 20 лет. Объявили несчастного ребёнка шпионом и убили. Не было в её жизни ни косметики, ни шмоток, ни любви..."
Карина Кокрэлл-Фере:
"Такого я еще не видела. Фотоколлажи Хасана Хасана — ДО СЛЕЗ!
Чем мог быть опасен советской власти, например, инвалид из Общества глухонемых (на одном из фото)..?
Казалось бы, никакой логики. Это не так... Была логика: "eвгеника".
Когда я вижу эти фотографии, то все разговоры насчет "недоигранного советского проекта" не вызывают ничего, кроме НЕДОУМЕНИЯ.
Все было в этом проекте логично. Особенно конечный результат — миллионы жизней, загубленных планомерно для того, чтобы получить гомункула — "нового советского человека" — нерассуждающий исполнитель, отказавшийся от сознания ценности собственной жизни во имя абстрактных идей, а потом — уже просто или совершенно апатичное, или "агрессивно-послушное большинство".
Планомерная замена в сосудах Собственного Достоинства свободных людей на Страх перед государством, который передавался бы каждому следующему поколению ad infinitum. Инфинитум ад.
Вот ради чего все это было.
Проект фотохудожника Хасана Бахаева очень хороший: он "включает" эмпатию, неожиданно приближает этих людей. Пусть юные хотя бы задумаются.
"И это память не только о загубленных молодых жизнях, а также и о их возможных потомках, которых так не хватает в современной России". (Eugene Volynsky)
Именно таков посыл этих фотоколлажей, как я его понимаю. Поэтому весь этот шум о "кощунстве", "надругательстве над памятью" и "оскорблении чувств родственников" мне НЕ ПОНЯТЕН.
Это уже не просто частные люди. Их судьбы — это часть общей ИСТОРИИ СТРАНЫ, которую надо доносить до всех последующих поколений именно в такой стилистике, которую способна понять и воспринять молодежь!
Впрочем, если кто-то почему-то оскорбился, им, наверное, нужно автору коллажа написать с требованием удалить фото. Фотографии были в совершенно свободном доступе, я нигде не нашла на сайте запрещения их использовать в любых целях и публикациях, и если ББ беспокоился об использовании своего контента, он должен быть сделать невозможным их скачивание.
Мне смысл проекта ясен — ИМИ мог быть и ТЫ!"
Александра Гармажапова:
"В первые секунды не поняла этого проекта. А сейчас все ясно — они могли быть среди нас. Посмотрите на эти гордые и уставшие лица. И где-то внутри они чувствовали неприятный холодок — перед расстрелом".
Она же:
"Пару дней назад Хасан Бахаев запустил гениальный проект, посвящённый жертвам политических репрессий. Видно, что человек делал его с душой. Потратил время, чтобы донести простую мысль — эти люди могли быть среди нас. Казалось бы, тут можно только вспомнить обо всех уничтоженных советской машиной и сделать так, чтобы эти карточки получили дальнейшее распространение. То есть нажать на кнопочку "Поделиться".
Но нашлись те, кто посчитал фотошоп некачественным, стал уточнять, есть ли у Хасана разрешение на использование снимков и т.д.
В общем, хочу от всего сердца поблагодарить Хасана за его блестящий, трогательный, удивительный и нужный проект. Спасибо, что напомнили, как это больно — терять близких и друзей. И да, повторюсь, эти люди могли быть среди нас".
"Хасан Бахаев сделал жутковатый проект: фотографии убитых в сталинских лагерях, перенесенные в наше время. А многие тоскуют по этим временам! мазохисты или идиоты?" — пишет Муратхан Нурмуханули.
"В этом проекте — всё ещё трагичнее выглядит", — пишет Галина Цукерман.
Павел Быков:
"Реакция на время правления Сталина не может быть разной. Сталин — убийца тысяч людей. Сталин — садист, мразь и преступник. И все, и никаких споров. Сталин — главный виновник большинства национальных споров на постсоветстком пространстве.И никаких "позвольте, он ведь экономику поднял, он ведь войну выиграл". Не он. Вопреки ему. А Сталин создал очередную нежизнеспособную империю, работающую только с его рукой на рычаге, которая при падении цен на нефть благополучно пошла ко дну. А людей не вернуть. И генофонд так подорван, что теперь уже мало на что способен. И это наша трагедия. Трагедия угасания страны. И да, еще один важный момент. Сейчас у власти ученики тех, кто расстреливал людей тогда, тех кто устраивал в огромном континентальном размахе геноцид. Поэтому и сегодня никаких "позвольте" быть не может. Апфельбаум, например, сидит уже неделю под домашним арестом, Серебренников два месяца, а историк Дмитриев и того больше. И все молчат. Хотя люди уровня Хабенского и др. должны говорить, говорить во весь голос, так чтобы там на верху у кого-то что-то съежилось внутри и стало стыдно..."
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter