Игорь Яковенко написал основательную статью о конспирологии и конспирологах; Игорь Мурзин, один из тех, на ком автор показал пример конспирологического мышления (Навальный — проект Кремля), ему возразил, на мой взгляд, не очень по делу, поскольку Яковенко ему про Навального, а Мурзин в ответ — про Немцова. Но это спор двух политологов между собою, пусть разбираются. Я же обратил внимание на определение понятия конспирологии, которое дал в своей статье Игорь Мурзин. Вот оно:
… под конспирологией как явлением, я понимаю прежде всего мнение дилетантов, которые в независимости неважно чего:
— малоинформативности,
— отсутствия должной квалификации,
— опыта,
— или иных причин,
но имеют весьма скудное, поверхностное представление о предмете, о котором пытаются судить.
На мой взгляд, эта формулировка имеет "весьма скудное, поверхностное" определение конспирологии, затуманивает, как сама конспирология, существо дела. Даже, скорее, не имеет вообще никакого отношения к конспирологии. Это определение дилетантизма, не более того — люди, не владеющие информацией, не обладающие должной квалификацией, опытом, есть суть дилетанты. Но дилетант и конспиролог — это отнюдь не синонимы.
Конспирологии можно дать вполне внятную и краткую формулировку. Конспирология — это способность видеть заговор (тайные пружины, тайные силы) там, где его нет. Соответственно, конспиролог — это человек, усматривающий заговор там, где им и не пахнет.
Это не значит, что любой человек, который в чем-то прозревает заговор — обязательно конспиролог в уничижительном смысле этого слова. Здесь важно подчеркнуть — именно видение фейкового заговора отличает людей, пораженных болезнью конспирологии, от политологов, которые умеют рассмотреть реальную подоплеку событий, когда это еще не очевидно для большинства. Примером здесь могут служить те немногие, кто после взрывов домов в Москве и Волгодонске и "учений в Рязани", в результате которых зародился путинский режим, сразу поняли, чьих чистых рук это дело.
Причем, поразительным образом там, где заговор реально есть, конспирологи зачастую в упор не видят его. Аберрация зрения наступает у них. Еще и возмущаются при этом: ну вот, вы против конспирологии, а сами тоже узрели заговор. И еще говорите, что вы не конспиролог!
Самым наглядным примером здесь могут служить те же взрывы домов в России в 1999 году, с одной стороны — и, с другой, случившееся вскоре "11 сентября" в Америке. Казалось бы, на первый, непросвещенный взгляд, абсолютно зеркальные события. Почему же — выдвигается убойный аргумент — тех, кто говорит, что "11 сентября" организовали спецслужбы США, вы обзываете конспирологами, а с теми, кто утверждает, что дома в России взорвала ФСБ — соглашаетесь?
Тут как раз и можно говорить о малоинформативности, о скудном представлении о предмете. В данном случае — о скудном представлении о различиях в функционировании российского и американского обществ. И чаще всего — о нежелании и знать о них.
Как устроено российское общество, в котором парламент давно превратился в "не место для дискуссий", — я думаю, ликбез проводить не надо. Российские власти могут убивать, если сочтут нужным, сколько угодно своих (а тем более чужих) граждан — и быть уверенными, что ничего им за это не будет. Вся российская (советская) история говорит об этом — и вся история уже путинской России, все, что случилось после взрывов домов (Чечня, "Курск", Норд-Ост, Беслан, грузинская, украинская, сирийская кампании) свидетельствует о том же.
Понимая суть российского режима, вывод о том, что власть, никому не подотчетная, могла взорвать дома со своими гражданами (при ясно прочитывающихся мотивах к этому), вовсе не выглядит конспирологией; а уж после "учений в Рязани" это первое, что должно было прийти в голову каждому, кто умеет сложить в уме "2" и "2".
Те же, кто считают, что это непоследовательно — видеть след Путина и ФСБ во взрывах домов в Москве, и отрицать, что спецслужбы США могли сами устроить "11 сентября" — думают, что американское общество устроено примерно по тем же лекалам, что и российское. То есть, что президент и спецслужбы США всевластны и никому не подотчетны, а, значит, могут творить, что им заблагорассудится.
Так, кстати, полагает и сам Путин, и это не удивительно: у него абсолютно конспирологическое мышление. И это мышление сыграло с ним злую шутку, когда в предвыборной гонке США он поставил на Трампа: в итоге тот оказался для России еще худшим вариантом, чем, судя по всему, была бы Хиллари Клинтон. Трамп, если даже и были у него какие-то договоренности с Путиным, теперь всю оставшуюся каденцию на посту президента вынужден доказывать, что никаких договоренностей не было. На практике это оборачивается недружественными по отношению к путинскому режиму шагами. А все потому, что президент США — это не царь всея Америки. Но царь всея Руси, кажется, этого так и не понял.
Именно потому, что американское общество устроено несколько иначе, нежели общество российское, вероятность участия в событиях "11 сентября" спецслужб США стремится к нулю. Даже если бы у спецслужб и были к тому побудительные мотивы.
Кстати, конспирологи, как правило, даже не задумываются над ответом на вопрос: а зачем, собственно, ЦРУ понадобилось уничтожать собственные небоскребы и самолеты — или же, в крайнем случае, дают на него конспирологические же ответы. Это при том, что ответ на вопрос, зачем ФСБ нужно было взрывать дома с российскими гражданами, вполне очевиден.
Но допустим — очень необходимо было спецслужбам США устроить у себя в стране "11 сентября". Были к тому серьезные причины с тайными далеко идущими злокозненными планами. Понимают ли наши доморощенные конспирологи, что произошло бы в США при малейшем обоснованном подозрении в реальности такого сценария?
Свое расследование немедленно бы начал Конгресс, были бы созданы многочисленные комиссии по расследованию всех обстоятельств; следствие немедленно начала бы прокуратура, органы юстиции; СМИ провели свои расследования. Думать, что в этой обстановке всепронизывающего общественного рентгена тайное может не стать явным — это надо быть зрителем путинского зомби-ТВ. Спецслужбы США, будучи все-таки в курсе, как функционирует американское общество, вряд ли бы приступили к осуществлению своих злокозненных замыслов. А если бы приступили — то мы бы об этом уже знали, и вовсе не от доверительных сообщений конспирологов.
Так что конспирология "конспирологии" рознь.
Так же, как устройство России и США — это две большие разницы.