В написанном 38 лет назад аксеновском "Острове Крым" персонажи - участники советского столичного художественного андерграунда - очень обижаются на наименование "декаденты". Как раз декадансом (имморалистическим упадком) они считают безжизненный брежневский соцреализм.
Я вспомнил эту сцену* из великолепного романа-памфлета Василия Павловича, увидев изображение нового супер-пупер-монстра Церетели - будущего памятника тов. Иисусу Иосифовичу Давидовичу: 33-метровый Сын Марии на 50-метровом постаменте в виде огромных, вертикально поставленных кубиков, очень похожих на каменные плиты в основании Иерусалимского Храма. Это ведь получилось ничто иное как Христос на руинах Храма. Такая очень выразительная иллюстрация к детскому изданию Библии: "...разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его..." (Ин. 2,19)
Сперва от этого чуда света уклонились Сочи, потом - Санкт-Петербург (все-таки - культурная столица России).
В итоге, как обычно, отдуваться приходится первопрестольной, которая в плане хулиганских скульптурных выходок уже давно стала всероссийским "отделом находок".
И как мы поняли - памятник "обрезанному Калашникову" - еще и не самый апогей. Хотя я лично очень долго считал таковым пару золоченных карлиц в беседке напротив Дома Рябушинского, символизирующих чету только что обвенчанных молодоженов Пушкиных...
Поскольку как показала историю с древнерусским "лыжником", Воробьевы горы подобных мегаломанских эксзерсисов приютить не могут по уважительным геологическим причинам, а большому сооружению требуются пленэр, то будущее очередное чудо-юдо света обречено найти свое пристанище в долине Москвы-реки около центра, а не на месте бывшей промзоны в районе метро "Технопарк" или тем более, не в Мякинино - пугать персонал и посетителей Мособлсуда.
Поэтому я предвижу редкое зрелище: два церетелевских персонажа - Петр Первый (бывший Колумб) и галилейский реб Га-Ноцри - машут друг другу руками, возвышаясь над гладью вод...
В принципе, центр Москвы по насыщенности памятниками количественно приближается к Ватикану, но решительно превосходит его стилистическим разнообразием, сравнимым только с коробкой детских игрушек мальца, которому каждый родственник считает своим долгом подарить по набору оловянных солдатиков.
_______
* ""Русский Курьер". Полемика о декадансе. (перепечатка с пленки)
… Декаданс для меня — это моя жизнь, мое искусство…… Прости меня, но то, что ты считаешь декадансом, то, чем мы занимаемся, на самом деле здоровое искусство, то есть живое…
… Однако же не реалистическое же наше искусство ведь же…
… Прости меня, но тут происходит полная подмена понятии, то. что называется "с больной головы на здоровую". Декаданс, мой друг, это культурная деморализация, потеря нравственных качеств, вырождение, омертвение, эстетический сифиляга, а все это относится к соцреализму, с твоего разрешения…
… Разве видим мы эти черты в живом, вечно взбудораженном искусстве модернизма, авангардизма, в кружении его сперматозоидов? Социалистический окаменевший реализм — это и есть настоящая декадентщина…
… Однако же это переворачивает же все наши понятия же, ведь мы привыкли же всегда считать себя декадентами, то сеть как бы представителями заката, а, с другой стороны, видеть как бы рассвет, хоть он нам и гадок до рвоты, но искусство же нового же общества, а мы как бы держимся же за старое, уходящее же общество, которое как бы от нездоровья чурается народности, передовых идей, социального содержания, революционного призыва же… вот встают физкультурники волнами от Камчатки до Бреста, а ведь мы похмельем мучаемся.
… Прости меня, но тут и в социальном плане все перевернуто. Мое глубокое убеждение, что здоровье человечества заключено в либерализме, а революция — это вырождение;
насилие и кровь — суть полная невозможность найти новые пути, увидеть новые виды, но лишь возврат к мрачности, к древнему распаду… ригидность мышц, обызвествление мозга…
… Прости меня. но вся эстетика революционных обществ с ее боязнью (всяких) перемен, всего нового, с повторяемыми из года в год мрачными пропагандистскими празднествами в недвижимых складках знамен, в этих волнах физкультурников, в осатанело бесконечной повторяемости, в самой оцепеневшей величавой позе этого общества — это эстетика вырождения, сродни поздневизантийской застылости, окаменевшей позолоченной парче, под которой слежавшаяся грязь, вонь, вши и распад…
… Прости меня. но это вовсе не примета только сегодняшнего дня, вовсе не закат революции, это началось все с самого начала, ибо и сама революция — это не рассвет, но закат, шаг назад к древнему мраку, к раздувшейся от крови величавости, и то, что когда-то принималось за "коренную ломку старого быта" — это было как раз дегенерацией, упрочением древнейшего способа отношений, то есть насилия, нападением величественного загнивающего чудища на горизонты и луга либерализма, то есть нового человечества, на наш танец, на нашу музыку и божественную подвижность человеческих существ…
… Однако я не могу расстаться со словом "декаданс", я люблю его.
… Прости меня, можешь не расставаться, но имей в виду другой смысл слов…" (Василий Аксёнов, "Остров Крым", гл. 6).
! Орфография и стилистика автора сохранены