Петр Порошенко лишил Михаила Саакашвили гражданства Украины.
Формальный повод, которым было обосновано данное решение — экс-глава Грузии и Одесской области указал неверные сведения при заполнении анкеты на получение украинского гражданства. Он, как сообщили в администрации президента Украины, скрыл тот факт, что находится под следствием в Грузии. "Он потерял гражданство, потому что при заполнении документов на получение украинского гражданства написал, что не имеет судимости, а на самом деле имел — по нему несколько тяжелых дел в Грузии. Миграционная служба решила, что Саакашвили не имел права в Украине получить гражданство, и аннулировала решение".
Антон Геращенко, депутат Рады и внештатный советник министра внутренних дел, написал на своей странице в Facebook: "Это сделано в строгом соответствии с Законом на основании ст. 21 ЗУ "О гражданстве". Недавно Генеральная прокуратура Грузии передала украинской стороне факты, которые не были ей известны во время принятия решения о представлении Михаилу Саакашвили гражданства Украины и которые Михаил Саакашвили умышлено скрыл".
О правовой чистоте данного решения — вопрос, конечно, к юристам, но допускаю, что формально здесь не придерешься, все, возможно, сделано и впрямь "в строгом соответствии с Законом". Ну а не формально — кто-нибудь поверит, что, принимая данное решение, Порошенко думал исключительно о восстановлении попранной законности? Причем, получается, попранной им же самим, поскольку о том, что в Грузии экс-президенту новые власти "шьют" дело за делом, не в курсе были разве что дети. И то не все — продвинутые дети наверняка были в курсе. Просто тогда была политическая целесообразность дать Саакашвили украинское гражданство, теперь возникла целесообразность прямо противоположного свойства.
Барин дал гражданство — барин взял. Так это выглядит на деле.
Второе. Чем же в таком случае Порошенко отличается от Путина, который принимает свои иезуитские решения с тем же циничным "строгим соответствием с Законом" — в большинстве случаев юридически тоже не придерешься. Вон, на востоке Украины уже 3,5 года никаких российских военных и в помине нет, а в Крым "вежливые и зеленые" вошли в строжайшем соответствии с мандатом, выданным российским парламентом.
Собственно, здесь уже даже не Путиным пахнуло — здесь в нос шибануло таким затхлым совком, что сразу вспомнилось, как лишали гражданства Солженицына, Войновича, Любимова и какими формулировками это сопровождалось.
И эти ребята называют себя реформаторами, пришедшими на смену авторитарному Януковичу?
Игорь Эйдман написал, что у Украины, помимо внешнего врага, Путина, есть еще и внутренний враг — "тандем коррумпированной бюрократии и криминального крупного бизнеса". Проще говоря, элита, как они сами себя называют. Я подозреваю, что это не еще один, а главный враг Украины, который вяжет ее по рукам и ногам путами более крепкими, чем Путин.
Украина в числе других постсоветских республик стала независимой в 1991 году. Путина в то время никто, кроме Собчака, и не знал.
С тех пор прошло уже более четверти века.
Ладно, поначалу, вдруг обретя свободу, не очень знали, что с ней делать, да и у власти были никуда не девшиеся перекрасившиеся партаппаратчики (которых бывших не бывает). Но в 2004 году случилась Оранжевая революция. Да, Путин уже тогда пытался нагадить, но войны не было. К власти пришел демократ Виктор Ющенко. Было огромное воодушевление украинцев, а значит — большой кредит доверия и все возможности провести реформы. Что помешало? Путин? — Нет, та самая собственная "элита".
Обанкротившийся Ющенко сделал практически неизбежным приход к власти Януковича, который, в свою очередь, беспримерным воровством и готовностью лечь под Путина довел страну до нового Майдана, до народного восстания.
Ситуация 2004 года повторилась на новом витке в 2013-2014 годах. Казалось бы, все ошибки прошлого Майдана должны быть учтены, но теперь, спустя три года, мы видим, что реформаторы, пришедшие к власти в 2014-м, уже ничем по сути не отличаются от команды Януковича. Очевидно, что у Порошенко просто нет желания проводить реформы всерьез, а риторика в связи с лишением гражданства Михаила Саакашвили выявила абсолютно совковую (комсомольскую) суть украинской "элиты".
Какой-то замкнутый круг получается, какое-то проклятие, наложенное на Украину. Идет бесконечное, беспрерывное воспроизводство воров во власти. Самый радикальный реформатор на Майдане, оказавшись во власти, перерождается в коррупционера (а тех, кто не переродился, Система уже отторгла, и это не только Саакашвили).
Теперь, конечно, война. Но эта самая "элита" очень хорошо научилась списывать на войну все "негаразды", отсутствие реформ. Право, если бы этой войны не было, им надо было бы ее придумать.
Вот и думаешь: если это замкнутый круг, если провести реформы в стране своими силами и собственными кадрами так же невозможно, как самому себя поднять за волосы, может, действительно, следовало бы попробовать на посту президента варяга из Грузии, тем более что там ему многое удалось, особенно в части борьбы с коррупцией — этим проклятием Украины.
Порошенко, лишив Саакашвили гражданства, явственно обнаружил свою слабость. Показал, что он боится бывшего одесского губернатора, боится его как потенциального президента Украины. Во всяком случае выглядит это именно так. Даже если он предполагает, что украинцы не выберут в президенты этнического грузина, он страшится уже той кампании, которую будет вести Саакашвили в качестве кандидата в президенты.
И что Украина будет иметь в сухом остатке? Порошенко ведь все равно не светит во второй раз стать президентом (рейтинг Петра Алексеевича, по разным опросам, колеблется в пределах 8-10%, это меньше, чем у "политического трупа" Юлии Тимошенко — 10% с хвостиком), а Украина в очередной раз свой шанс, конечно, далеко не стопроцентный, упустит.
А других шансов вообще не просматривается.
И Путин будет радостно потирать руки.