Ток-шоу, где в жанре базарных посиделок, солидная группа джентльменов и дам часами раскидываются умом, с упоением честят друг друга, общего врага или просто нехорошего человека, один из самых успешных жанров российского телевизора. Если оставит на стороне количество тем для жанра, а их мириады, самые рейтинговые три: семейные скандалы, нравы бомонда и политические шоу.
Ничто не ново под луной
В советское время в моде были всевозможные собрания трудовых коллективов и научной общественности, где праведным гневом клеймились происки и каверзы империалистических кругов, клик и тому подобных. Правда, обесславленные супостаты, об этом даже не догадывались, ну это так, к слову. Были еще, по тем же адресам, товарищеские суды, где к позорному столбу пригвождались уже конкретные нарушители морального облика строителя коммунизма: прогульщики, любители зеленого змия, мелкие расхитители государственного или общественного имущества и т.д. Как вот, политические шоу в современном российском телевизоре, это как бы сочленение тех собрании и товарищеских судов, только в публичном информационном пространстве.
Даже смеяться не хочется — объекты для поношения и осуждения практически не изменились: Америка, Европа и пятая колонна. Ну как тут не вспомнит Ивана Сергеевича Тургенева: "...Сойдется десять русских, мгновенно возникает вопрос... о значении, о будущности России... тут же, кстати, достанется гнилому Западу. ...Бьет он нас на всех пунктах, этот Запад, — а гнил!".
В советское время Америка была Америкой, правда с тех пор распухла невероятно — за счет роста экономики. Европа была капиталистической Европой, сейчас расширилась — за счет бывших соцстран и перебежчиков из числа союзных республик. Разнос пятой колонны происходит по лекалам товарищеских судов, но весомой демократической поправкой — отщепенцы имеют не только право голоса, но порой нагло боронятся. Ну и ярлыки осовременились — изменения и по качеству, и разнообразию, революционные. И главное — секретарей парткомов и месткомов, идеологических принципалов тех собраний и судов, заменили телеведущие, они же, по классификации мэтра российской журналистики Игоря Яковенко "главные режиссеры". Сам жанр мэтр характеризует как "система потешных политических шоу", где "ритм, стиль и формат" задают именно главные режиссеры. Главрежи, надо сказать честно, люди особо одаренные, прошедшие жесточайший отбор на вшивость, лояльность и кожный покров, и поэтому не имеют личных претензий ни к совести, ни к морали. Лжецы и жлобы — от зависти черти вешаются пачками. Ну и конечно, трусы они страшные — за свои слова и поступки никогда и ни при каких обстоятельствах не отвечают. Будь то откровенные поклёпы или мерзопакостные оскорбления оппонентов, ксенофобские или расистские высказывания, прославление шовинизма или нацистские призывы.
Но все это исключительно плюсы имиджа, так как они, прежде всего, профессиональные пропагандисты ставшего с колен империи, провозвестники "Русской весны" и глашатаи "Русского мира", трубадуры агрессии против Украины и бомбардировок Сирии, и наконец, они любимцы миллионов россиян. Служить в авангарде информационных войск и при этом быть ангелом — нет такого в имперском уставе. Как избранные, они имеют право на неограниченные возможности на самореализацию, а посему вытворяют на экране телевизора все, что им вздумается, дают волю своим фантазиям, даже низменным. Некоторые из них пользуются такой привилегией постоянно, другие спорадически. То, что они не только скрывают свои пороки, но и публично гордятся ими, лучше всего характеризует качество и уровень передач, в которых они задействованы. А запредельные рейтинги этих передач, в свою очередь, подтверждает миф о высокой духовности и человеколюбие россиян. Один главреж гордится, что он — убийца и мародер*, другой — что лжец и провокатор**. Третий упорно корчить из себя нацистского гуру***. Четвертый неоднократно признавался, что впервые почувствовал себя человеком, только после того, как Россия начала войну против Украины****. А женщины-ведущие, просто класс — чем больше людей гибнут по вине руководства России, тем чаще они говорят о человеколюбие, семейных ценностях и справедливости*****.
Потешный гнев и тупое безумие
Внезапное пробуждение коматозного больного, прооперированного после тяжелейшей автоаварии, в результате которого он стал калекой на всю жизнь, может быть и благом, и пагубой. Ведь неизвестно, как отразится на его психике осознание трагедии. А вот эффект кратковременного возвращения российского телевизора из параллельного мира в реальную жизнь, можно предсказать точно — тупое безумие! Но что удивительно, это происходит именно во время политических шоу.
Дело в том, что главная прелесть этих шоу — это хронические вспышки театрально-потешного гнева. ТПГ, проще говоря, имитации неудержимого гнева и возмущения — вполне устоявшийся российский телевизионный ритуал, когда с виду благородное собрание прекрасных дам и суровых джентльменов, как по сигналу, гуртом входят в дворовый вербальный экстаз, оскорбляют и издеваются над кем-нибудь из зарубежных гостей или хожалыми от пятой колонны. А эмоции, просто загляденье — вопли надсадные, как будто режут по живому, крупные кадры перекошенных лиц, смешные онемелые импровизации, не редкость и дамская слезинка, и гомерический хохот кавалера. Более наблюдательный, чем автор этих строк, наверняка заметит еще много чего.
Дело в том, что по логике устроителей политических шоу, если ты не пророссийский американец, то должен отвечать за Соединенные Штаты, если не их европеец — за всю Европу, ну, если ты украинский патриот — призовут, естественно за Украину. А взяться за родного искариота, ясное дело, сам бог велел. И все они должны на себе испытать всю силу народного гнева и презрения. Отрадно то, что постоянно битые и унижаемые, как ни чем бывало, вновь и вновь появляются на посиделках. Это говорит либо о хорошем гонораре за роль мальчика для битья, либо все это ими воспринимают как веселое времяпровождение. И действительно, в студии стоит такой перегуд и дым коромыслом, что за те две-три минуты, что обычно исполняется ритуал, шансов уразуметь что-либо, практически нет, разве что отдельные реплики и фразы. Да и по замыслу устроителей подобных посиделок, соль не в этом, а в самой картинке — кошачьи концерты пользуются особой популярностью у российских телезрителей. Отсюда и умиротворяющие улыбки, и картинные жесты ведущих во время исполнения ритуала. По сценарию, таких сцен должно быть не менее десяти за передачу — тогда за текущий рейтинг можно не беспокоиться.
Но палка в двух концах: попробуйте, читатель, мысленно убрать шум и ор — отделите зёрна от плевел, и составьте для себя перечень четко услышанных слов и фраз, и вы увидите тупое безумие российской пропаганды. Безумие, разом ломающий сценарий зомбирования российского телезрителя и выставляющий всех участников — и ведущих, и благородное собрание в положение голого короля, разом разоблачающий всю их фальшь и ложь. В азарте перекричать друг друга, уязвленные в гордыне и опьянённые чувством вседозволенности, они теряют всякую осторожность, и раз за разом приоткрывают ширму российской пропаганды, ширму, обклеенную всевозможными прокламациями, типа: "Ихтамнет", "Авыдокажите", Мынипричем", "Мызамир" и др.
Не высокохудожественное приложение (Не в пику замечательному Е. Ихлову, но в отношении к сюжету)
Сокращенная стенограмма безумия российского телевизора. В ток-шоу обсуждают Украину, конкретно — выполнение минских соглашений.
В начале, как обычно, звучать дежурные приветствия:
"Украинцы наши братья. Мы один народ. Аплодисменты. Все ошибаются, я верю украинцам, они сделают правильные выводы. Аплодисменты. Петр шоколадный. Люди бояться говорит правду. 80 процентов украинцев поддерживают Россию. Де його брат. Украина оккупирована беглыми грузинами. Киев русский город, а русские школы закрываются. Аплодисменты. Анекдот. Смех, аплодисменты. Бабуля отказала продать семечки русскоговорящей девушке. Разве так можно. Народная дипломатия. Разбор некоторых украинских фамилии, — какие они, все-таки смешные. Смех, аплодисменты. Анекдот про двух хохлов. Аплодисменты. Запад отвернулся от Украины. Аплодисменты. США резко сократили финансирование Украины. Аплодисменты. В огороде бузина, а в Киеве дядька. Придите к нам, мы незлопамятны, простим. Бурные аплодисменты".
Акт первый. Один из двух ведущих задает вопрос к украинскому гостю: "Как вы думаете, почему Украина не выполняет минские соглашения?" Украинский эксперт: "Я не буду говорить банальные слова, типа того, что пока Россия не выводит из Донбасса своих отпускников и не прекратит поддержку бандитов, Украина не будет выполнять минские соглашения. Нет, я соглашусь с мнением большинства в студии — да, Украина не будет выполнять минские соглашения".
Мертвая тишина длится несколько секунд. Ведущие и благородное собрание не могут поверить своему счастью — ожидали, всё что угодно, но такого подарка, и от кого? Студия взрывается единым ликованием:
"Вот оно истинное лицо украинской хунты. Бандеровское рыло. Аплодисменты. Кровавый пастор. Чудовищный рост тарифов ЖКХ. Аплодисменты. Не кажи "гоп", доки не перескочив. Поразительно, как Захарченко удается сдерживать своих бойцов. 90 процентов украинцев ненавидят эту власть. Аплодисменты. Запрещено продавать домашнюю курицу. Аплодисменты. Если говорить о рецептах, фашизм лечится только свинцом. Киев — мать русских городов. Трамп. Аплодисменты. Анекдот о сале. Смех, аплодисменты. Яценюк скрылся в Латинской Америке, прихватив бабло, украденные на посту премьер-министра! Аплодисменты. "Проект Украина" обречен. Аплодисменты. Секта Свидетелей Майдана. Европейские ценности растоптаны сапогом самодовольных украинских олигархов. Каждый день гибнет несколько десятков карателей. Бурные аплодисменты. "Тю-тю". Майдан — контрольный выстрел в демократию. На Украине, На Украине". Реклама.
Акт второй. Ведущий украинскому гостю (с кислой миной на лице): "Ну, что скажете на это многоуважаемый вы наш?" Он (почему-то скороговоркой): "Скажу то же самое: Украина не будет выполнять минские соглашения! Точка!"
Студия взрывается:
"На Украине начинается агония режима. Георгиевская ленточка." Аплодисменты. "Авдеевку обстреливает ВСУ." Аплодисменты. "Гаага." Аплодисменты. "Кто не пляшет — тот москаль." "Порошенко — это нацист, циничный Бандера." Аплодисменты. "Моторолы нет на вас. Наследники иуды Мазепы******." Аплодисменты. Климкин Трампу: "Чего, изволите?". Нервный смех, аплодисменты. "Украина потеряла в Крыму пять миллионов трудоспособного населения!" Аплодисменты. "Где деньги МВФ?" Аплодисменты. "В Европе рельсы уже." "В маршрутках расплачиваются солью." Аплодисменты. "Нужно политическое решение руководства России. Больше чем год эта власть на Украине не продержится. 95 процентов украинцев ненавидят эту власть." Аплодисменты. "Евросодом. Какая народная дипломатия, танки лучше!" Аплодисменты. Реклама
Акт третий. Безумие.
После рекламы, нахохлившие ведущие всячески игнорирует украинского гостя, но он, то и дело попадает в кадр — такое впечатление, что его мало интересует происходящее в студии. А там базар тот же, чувствуется обстановка накалена до предела, так как двое из гостей — поляк-русофоб и немец-пацифист, как-то пытаются сквозь невыносимый гомон на пальцах объяснить причины, по которым Украина не будет выполнять минские соглашения.
Властным окриком один из ведущих просит тишины, вальяжно подходит к украинскому эксперту: "Я тоже не буду вдаваться в подробности политических дрязг ваших элит (?) Но скажите мне, как человек к человеку, по совести скажите, почему украинская власть не хочет договариваться с Донбассом?"
Украинский эксперт (смотрит с такими невинными глазами — ну, не человек, а ангел):
"Ну что я могу сказать по существу вашего вопроса, я согласен с вами: Украина не будет выполнять минские соглашения до тех пор..."
Безумие: "Украина летит в пропасть, туда ему и дорога.... Шансов остановить этот бешеный паровоз — уже нет! Истошный вопль: Фашизм победил на Украине!" Шквал аплодисментов. Вопль: "Нужно брать Мариуполь, Одесса сама поднимется.... Недогосударство...." Выкрик: "В самом начале надо было бомбит Киев. Украину спасет донбассизация!" Аплодисменты. Крик: "Дивизия Нахтигаль..." Аплодисменты. "95 процентов населения Украины ненавидят эту власть." Аплодисменты. ... "Российские танки будут встречать поцелуями." Аплодисменты. "У стен Варшавы..." Аплодисменты. "Хунте остается только молиться." Аплодисменты. "Мы обречены на триумфальное наступление и победу." Аплодисменты. Реклама.
*Артем Шейнин
**Андрей Норкин
***Анатолий Кузичев и его теорийка "Украина — недогосударство".
****Петр Толстой
*****Екатерина Стриженова и Ольга Белова.
******Имя гетмана Мазепы — Иван, в российской телевизионной пропаганде табу. Как впрочем, и имя Бандеры — Степан.