В чаду и угаре ежедневных скандалов ”от Трампа” мир порой не успевает осознать реальную цену, которую человечество платит за самодурство и неадекватность самого могущественного чиновника на планете. Взять хотя бы историю Майка Флинна, отставного генерала и бывшего советника президента США по национальной безопасности, прослужившего в этой должности лишь 26 дней.

Как стало известно дотошным журналистам, советник еще до победы Трампа был завербован турецкими спецслужбами под прикрытием невинной датской компании, принадлежащей турку Екиму Альптекину. Вскоре выяснилось, что господин Альптекин еще с 2009 года имел прочные связи с Россией, где вел переговоры с самим Путиным, временно исполняющим тогда обязанности премьер-министра. Официальной повесткой встречи были заявлены совместные проекты в области малой авиации.

Таким образом, выход на советника Флинна был совместной операцией российских и турецких спецслужб. За два дня до инаугурации Трампа, 18 января 2017 года в вашингтонском отеле с Флинном встречался прибывший на официальную церемонию министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, о чем сам поведал в ”Твиттере” – источнике многих бед нынешней американской администрации. Организацией этой встречи и занимался лоббист и авиастроитель Альптекин.

Как признал позже Флинн, он получил в качестве вознаграждения за лоббистскую деятельность в пользу Турции от 500 до 600 тысяч долларов. Какие же усилия советника президента США турецкие власти оценили так высоко (или так низко)?

Отмотаем пленку на несколько месяцев назад, в 2016-й год. Как известно, исполненное президентом Обамой предвыборное обещание вывести американские войска из Ирака и Сирии ввергли обе страны в хаос еще более глубокий, чем до ввода войск США. Чудовищная жестокость ”армии халифата” и беспомощность правительств, переходящая в ответную жестокость, вынудили Вашингтон срочно искать новых союзников в регионе. Таковыми оказались курды – наиболее мотивированная и боеспособная сила, готовая противостоять и ИГИЛу, и войскам Асада.  

Однако появление курдов в качестве военных союзников США немедленно вызвало резкое противодействие старого союзника по НАТО – Турции, имевшей свои виды и свои опасения по ходу событий. Ценой крови, которую курды готовы были пролить, была независимость. Этот древний индоевропейский народ является наиболее крупным этносом, не имеющим своей государственности и проживающим на территории Ирака, Ирана, Сирии и Турции. Получив национальную автономию на севере Ирака после падения режима Саддама, курды полны желания и надежд повторить этот успех и в ареале своего проживания на севере Сирии. Однако это сценарий представляется кошмаром для Турции, на юго-востоке которой уже 40 лет полыхает пожар непрекращающегося восстания курдов с целью создания независимого государства. Понятно, что в случае установления государственной автономии в Ираке и Сирии, непосредственно примыкающей к юго-востоку Турции, местные курды, принадлежащие к наиболее радикальной и боеспособной фракции движения сопротивления – Курдской Рабочей Партии – непременно попробуют прорваться через границу и объединиться с соплеменниками из Сирии и Ирака в единый Курдистан. Надо сказать, что таков и был первоначальный план раздела Османской Империи после Первой Мировой войны по Севрскому мирному договору, который предусматривал создание курдского государства приблизительно в этих самых границах. А так как вероятным результатом ”арабских весен” начиная с 2010 года становится перекраивание политической карты времен Версальского мира, то опасеня Турции вполне понятны. Впрочем, как и стремление курдов.

Тем не менее, в конце своего президентства Обама усилил поддержку курдов и наступление коалиции на два главных оплота ИГИЛа – иракский Мосул и сирийскую Ракку казались делом ближайших дней. Возможно, уверенный в избрании Хиллари Клинтон, Обама решил передать ей лавры победителя назначенной на декабрь-январь наступательной кампании. Но в ноябре победа была присуждена Трампу.

Вот каков был фон лоббистских усилий новоиспеченного советника по безопасности США Майкла Флинна.  

Какими же оказались промежуточные итоги? Надо отдать должное высокопоставленному лоббисту – уже через несколько дней после инаугурации, в конце января Трамп свернул подготовку к наступлению. Тогда это казалось неизбежными издержками смены администраций и его тотальному неприятию всего наследства Обамы. Но оказалось, что отказаться от военной поддержки курдов – ключевого звена операции по освобождению Мосула и Ракки – нового президента убедил именно Флинн.

Турки торжествовали – Эрдоган получил долгожданную отсрочку и мог сосредоточиться на референдуме по превращению Турции в султанат под своим руководством. Отсрочку получили и джихадисты – кто знает, случились бы спланированные ими террористические акты в Париже и Манчестере, если бы не внезапное прекращение активных боевых действий в Сирии и Ираке с января по май 2017 года?

Отставка Флинна и усиление ”шотландской тройки” МакМастер, Матиз, МакКейн с трудом, но вернули ситуацию в прежнее русло. В мае Белый Дом вновь заговорил о поставках тяжелого стрелкового оружия курдам для возобновления атаки на ИГИЛ. В Вашингтон срочно примчался Эрдоган. Встреча с Трампом длилась всего лишь 22 минуты и о ее итогах можно было судить по последовавшему затем ожесточенному избиению курдских демонстрантов охраной турецкого президента, явно вымещавшего свою злобу на безоружных.

После этого инцидента в Конгрессе и Госдепартаменте США заговорили о запрете Эрдогану посещать США, но судя по всему, он и сам не будет туда стремиться. Без лоббистов уровня Флинна, Анкара не может рассчитывать на новые отсрочки. Вместо этого турецкий диктатор вновь повернулся лицом к своему российскому другу, которого накануне столь же холодно встретили в Париже. Ситуация вернулась к реалиям столетней давности, когда два изгоя – ленинская Россия и кемалистская Турция объединились против остального мира.

Таким образом, курды получат американскую военную помощь и политическую поддержку, Ракка в ближайшее время будет очищена от головорезов, как и Мосул; Турция в союзе с Россией будет торпедировать мирное урегулирование, Европа утроит усилия по борьбе с терроризмом и его истоками.

Однако мораль этой истории в другом. Как недорого, оказывается, можно купить сегодня войну и карт-бланш на управление террором в мировом масштабе! Эрдогану и Путину это обошлось всего лишь в полмиллиона долларов. Именно таков – или чуть больше был гонорар российско-турецкого шпиона в Белом Доме Майкла Флинна, сумевшего на добрых полгода задержать продвижение войск коалиции и поражение ИГИЛ в Ираке и Сирии. Ну а цену жизни и страданий миллионов беженцев и сотен невинных, взорванных террористами в Багдаде, в Кабуле, в Париже, в Манчестере – эту цену Флинну не заплатят. По крайней мере, не в этой жизни.

Тигран Хзмалян

5165news.com

! Орфография и стилистика автора сохранены