Думая о том, что является "подвалом" пропагандиста - ведь что-то должно их мотивировать помимо выгод, я вдруг вспомнил отчетливо один повторяющийся мотив. Он неявный, и всегда проходит задним фоном, это область эсхатологии и провиденциализма. И он типичен в каком-то возрасте, но это все усилено принципиальной сменой эпох - с индустриальной на информационную.
В этом новом информационном мире человек с классическим представлением о культурных иерархиях теряется. Вот раньше как было? Река - Волга, поэт Пушкин, художник - Да Винчи. А теперь что? каждое чмо - поэт и художник, и еще немного дизайнер и ресторатор, и самое страшное, что он "успешный"; денег у него может быть даже меньше, чем у топового пропагандиста, но он все равно испытываешь общее разочарование - культурное, скажем так; ориентиров больше нет, нет "гениев", нет генеральной вертикали.
Система "гениев" ведь страховала и его самого, и "призание" было раньше гарантировано, а сейчас поди докажи этому щенку.
И вот в кач. психолог. защиты выстраивается потихоньку такая концепция в голове Того, Кто Ищет Хозяина Дискурса: весь мир в представлении такого "человека-раньше" как бы подошел к концу: больше ничего "великого" не будет, "все уже было", все великое уже написано, сказано, сделано: и вместо того, чтобы это великое искать и писать, такой человек обретает прочность в концепции Конца мира; а раз этот мир "кончился", то все позволено, и они себе "позволяют все". И это дает право именно с подлинным презрением относиться к "Америке" или "Европе", потому что они считают, что там тоже "все кончилось".
И вот этот новейший сталинизм - это конечно еще и тоска по иерархиям, по "высотке на Краснопресненской", когда было ясно, кто "мастер" - на это указывал жирный палец. Это такой культурный сталинизм, и недаром это слово "вертикаль".
Им никто не объяснил, что свобода интерпретаций дает огромную свободу не от "приличий", а от Капитана Внутри, от Капитана Насилие. Они не видят "преимуществ" нового мира, но видят только "падение". И вот они ведут себя, как герой Подполья, и вот они пишут, говорят и поют свои Записки Конца Света - не понимая, что это только проблема их вкуса и воспитания.
! Орфография и стилистика автора сохранены