Пока российский медиаистеблишмент обсуждал политические тренды на 2018, 2024 и 2042 годы, российские "низы" нарушили "общественный договор" через освоение реальности путем слова и дела.
Другими словами, общество зашевелилось, стало обретать индивидуальные черты.
Оказалось, что дальнобойщики, фермеры, студенты и даже школьники, не обладающие собственностью, имеют собственные взгляды на будущее страны, они не ждут команды сверху, для них вообще нет такого понятия "верх", поэтому у них есть большой потенциал самоорганизации, поэтому единодушные колонны единороссов, справроссов, высокодуховнороссов и прочих открытороссов маршируют в направлении известной надписи на заборе...
Неконтролируемое "низовое" движение не приемлет старых авторитетов, оно настолько горизонтально, что сегодня любой может туда на равных правах вступить. Welcome без ограничений. Войти в среду, которая на сегодня является прообразом будущей демократии.
По этой причине любые попытки поженить эту среду на любого вида и рода "харизматичном" лидере выглядят стремлением не просто в очередной раз закольцевать "особый путь", но и похоронить Россию. Еще одного "если не он, то кто?", кем бы он ни был, Россия не выдержит.
Истоки популярности циклической парадигмы "вождь и толпа", она же "если не он, то кто?" среди различных групп различны, попробуем определить их вместе с мотивами.
1. Два процента владеющих всем, что имеет материальную цену в России. Они ничего не теряют от замены одной башки на другую, главное, чтобы над башкой оставалась корона. В тени короны они в сытости и безопасности, как опарыши в навозной куче.
2. Политические технологи-сапожники. В открытых горизонтальных (демократических) системах, где люди равны, им некому начищать сапоги, а значит, придется искать другую работу.
3. Медиатусовка. Вообще говоря, их две:
— кремлевские пропагандоны, которые умерли и физически, и духовно, остались только привидения в телевизоре, да и то ненадолго, посему они за рамками обсуждения;
— независимые, ну, может быть, чуть-чуть от Газпрома, цеховые мастерские с семейной преемственностью и монополией на альтернативную версию кремлевской пропаганды. Восход демократии означает для них появление конкуренции, которой они боятся больше, чем репрессий со стороны режима. В здравомыслии им не откажешь: конкуренция будет реальной, а с режимом у них есть определенные договоренности о допустимых количествах правды.
4. Не повзрослевшие, эта самая большая группа, в нее входят представители трех первых групп и все сторонники "твердой руки", "крепких хозяйственников", "антикризисных менеджеров", "решал" и прочих мифических персонажей. Адепты мифов объединены общими страхами — страхом принимать решения, страхом ответственности за мысли, действия и поступки, в конце концов, страхом перед собственной жизнью. Эти люди не способны управляться с собой вне пределов собственно кабинета или кухонного стола и готовы передать себя в рабство, не любому, конечно, но высоко-рейтинговому харизматическому хозяйственнику (хозяину), тому, кто пообещает паек, угол и смену белья, но не обязательно даст...
И Ленин такой молодой, и Сталин не выпорот.
На новый круг или вперед? Свобода или цепь?