Политическая программа патриарха Кирилла
была озвучена им при освящении памятника князю Владимиру.
Оба оратора (и Президент и Патриарх) делали вид, что они
а) знакомы с "Повестью временных лет" и
б) что они верят в то, что эта летопись абсолютно достоверно излагает события 10 века.
Это означает, что говоря "князь Владимир", они имеют в виду тот образ этого князя и его правления, который дан в этой летописи.
Сначала о президентской речи:
"Князь Владимир навсегда вошел в историю как собиратель и защитник русских земель".
Фраза "собиратель русских земель" независимо от времени и личности означает одно - победитель в междоусобных войнах с другими владельцами и собирателями русских же земель. То есть человек, изрядно проливший именно русскую кровь.
Свою гражданскую войну Владимир вел против своего старшего брата Ярополка, причем армию он привел из-за границы: скандинавских варягов.
Подойдя с иностранной армией к Киеву, Владимир подстрекал киевлян на майдан (угрозой мятежа киевлян против Ярополка последнего удалось вынудить бежать из-под защиты киевских стен).
Брата Ярополка Владимир затем убил во время переговоров.
Так что все же довольно разным князь Владимир и бывал и вошел в историю, и никогда ранее все его методы и деяния не вызывали тотального одобрения.
Вторая значимая фраза президента: "Именно прочная нравственная опора, сплоченность и единение помогали нашим предкам преодолевать трудности, жить и побеждать во славу Отечества, из поколения в поколение укреплять его мощь и величие".
Ясно-утилитарная система ценностей: ваша нравственность нужна как средство для укрепления нашего величия.
Причем уточняется: под нравственностью имеется в виду послушание ("сплоченность и единение").
Таков итог отечественной этической мысли через сто лет после Достоевского, Толстого и Чехова. Смысл и задачи нравственной традиции и воспитания (в том числе религиозного) - поставлять материал (утилиты) для проповеди замполитов перед боем.
Но для гослидера этот левиафановский утилитаризм по своему естественен.
* * *
А вот сказанное Патриархом много интереснее:
"Относительность истины это квазирелигия современности: всё имеет право на существование, потому что, собственно, незыблемой и вечной истины не существует.
Если бы Владимир думал так же, как некоторые наши современники, он никогда не сделал бы свой выбор. Он остался бы язычником или стал бы христианином лично, на личностном уровне, но не крестил бы Русь".
Тут два тезиса:
1. плюрализм и относительность мнений не должны быть терпимы;
2. религия не должна быть только личным убеждением правителя, но должна им навязываться подчиненным.
Предыдущую четверть века спикеры церкви (в том числе и я) в ответ на критику либералами посещения президентом богослужении говорили, что работа на посту президента не должна поражать человека в его праве на свободу его совести. Мол, это просто его личная жизнь.
Теперь интонация сменилась. Президент в проводимой им государственной политике должен действовать, исходя из своей религиозной идентичности.
Способ перевода личного убеждения в государственную политику, избранный князем Владимиром, по умолчанию считается патриархом верным: ""Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – да будет мне враг". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь наш и бояре"".
Понятно, что придворная летопись передает эталонно-желанную властью реакцию на любые ее решения.
Но точно ли общество 21 века в своем отношении к власти ничем не отличается от общины века десятого?
Также стоит учесть, что элитные слушатели патриарха не слишком хорошо разбираются в древней истории, и потому вероятнее всего считают, что крылатая летописная фраза про крещение новгородцев "огнем и мечом" отражает именно религиозную (а не "анти-сепаратистскую") политику князя Владимира.
Так что слово патриарха трудно понять иначе чем как призыв, что пора, мол, и власть употребить - для блага церковного просвещения.
Президент любит говорить, что он юрист. А юристы нам четверть века говорили, что всё, что не запрещено законом, разрешено. Теперь ему в уши и глаза сказано, что мнение, будто "всё имеет право на существование", есть ложь.
Патриарх же публично высказал несогласие с фундаментальными правами, провозглашенными в Конституции: правом на свободу совести и свободу слова.
Причем эту заранее заготовленную и (что редкость) по бумажке зачитанную речь уж точно патриарх произносил ради одного-единственного "тезоименитого" слушателя. Его он шантажировал: "Этот памятник — напоминание всякому, взирающему на него: "А ты так же искренен в своей вере, в своей любви к Отечеству, народу, как и святой князь Владимир? Или ты хочешь дистанцироваться от всех и вся ради частной выгоды и своекорыстного интереса?"".
По сути он понуждает президента согласиться со своим духовным руководством: раз ты назвался православным и носишь имя Владимира, то иди его путем, отвергни все остальные верования и мнения и прикажи стране стать единой, причем на той мировоззренческой и поведенческой платформе, которую укажет Церковь, то есть Патриарх.
В чем именно состоит и как именно "незыблемая и вечная истина" должна сказываться в сиюминутных решениях правителя, подскажет ему Святейший Посредник. Причем спорить с Посредником не должно быть позволено даже правителю - ибо не может послушник "незыблемой и вечной истины" спорить с Ее Голосом.
И для дискуссий тут не место - ибо "никто не может пересмотреть выбора князя Владимира".
Кстати, а какие тогда претензии к Бойко "Великому", который на своем собственном заводе обязывает персонал соблюдать правила православных постов? Какой замечательный путь для любого начальничка уравнять себя с равно-апостольным: приказать подчиненным жить благочестиво. Вариант безпроигрышный: если они примут такое благочестие - приобретешь молитвенников о себе, а коль поднимут на вилы - станешь мучеником.
* * *
Путин не любит быть ведомым. И патриарх это знает. Отчего же тогда он декларирует папоцезаризм в стиле патриарха Никона? Это может быть или инерцией иррациональной страсти. Или результатом тонкой провокации Путина который поддакивал патриарху, провоцируя его раскрыться.
4 ноября раскрытие состоялось: хочу, мол, от имени Истины править тобой, а через тебя всей Россией и немножко - миром.
* * *
Столетиями и многими сотнями тысяч жизней Европа и мир учились, что претензии на обладание Истиной надо уравновешивать гласным и реальным признанием права других людей верить и думать иначе. Если кто погрешил перед Истиной - та сама однажды вразумит его. Но именно Она, а не твой палач.
И один из уроков этой тяжелой истории: все те империи, которые думали по-кирилловски и пробовали насаждать свой вариант веры в качестве единственного, исчезали. Просто по той причине, что инаковерующих они автоматически делали своими недругами и подрывали то самое "народное единство".
* * *
Наталья Солженицына на той же церемонии сказала нечто совсем иное:
"Князь Владимир оглянулся на свою жизнь, осудил в ней то, что было неправедно и темно, взял с собой всё доброе, чем был наделён, - и решительно повернулся к свету. Так следовало бы поступать и нам. Это значит - уважать свою историю. Гордиться свершениями народа, его героями и его праведниками. Но это также значит иметь честность и мужество осудить зло, не оправдывать его, и память о нем не заметать под ковер, чтобы не было видно, - таким путем нам не достичь чистоты в нашем Доме".
Боюсь, она намекала на то, что князья не всегда бывали правы...
! Орфография и стилистика автора сохранены