Поставить подзаголовком "Битым неймется" я всё-таки не решился. Но на усмотрение моих читателей.

Когда начали раскрутку того, что на многие годы стало "днем нацистского единства", то запустили блокбастер "1612" - ради ключевой фразы одного из героев: "народ имеет право избрать себе царя..."

Смысл торжеств был прост - горбачевско-ельцинское "смутное время" - кончилось, и началась путинская "плебисцитарная демократия" [устоявшийся термин]. Семантика всего этого читалась влет...

Правозащитники и иные общественники, уже приученные властью обращаться к ней исключительно в жанре челобитных, пытались было что-то попискивать про необходимость поддержки гражданского общества и диалога с ним, упирая на события 1612-13 годов - 400-летие Романовых.

Впрочем, на это время как раз пришлось принятие законов об иностранных агентов и закона "Царя Ирода" (о запрете усыновления в США), а потом грянул тот самый вал прокурорских проверок НКО, так что на протянутую руку власти не просто смачно харкнули, но и еще стегнули по ней барским стеком...

Прошли года... И тут вдруг лидер "Объединенной демократической партии "ЯБЛОКО" решил - как самый умный - присоединиться к празднику, который еще при царизме воспринимался как нестерпимо фальшивый и казенный, с коллективными походами "активуя" черной сотни на постановки "Ивана Сусанина".

Явлинский провозгласил "днем гражданского общества" (можно, я напишу: "гражданского" и "общества", Карл?!) свержение режима конституционного монарха Владислава Вазы (наследника Польско-Литовской и Шведской/Скандинавской) корон и последующую замену его автократами, которые через полвека просто запретят аутентичное Русское православие (Иерусалимского обряда).

Да, разумеется, при этом были похоронены перспективы мирного объединения в одном государстве православных Украинских и Белорусских земель.

Царем же в итоге сделали представителя верных приспешников Тушинского вора (Лжедмитрия II) - бояр Кобыла.

Нет, но что делать, если на Руси не было "Великой Хартии вольностей" и короля Джона для ее подписания. И "Хабеас корпус акта" не было... (Ах, да, Владислав обещал подписать в Москве аналог "Magna Charta Libertatum", но ведь в ней совсем нет духовных скреп!).

И еще, в Украине выборным был каждый гетман. Так что там "дни гражданского общества" можно отмечать непрерывно.
И в Орде выбирали хана.

А в России есть очень заметный день календаря, идеально подходящий для гражданского общества. И если Явлинский и его сподвижники до сих пор не могут принять 19 августа (образ Ельцина на танке они вытесняют пародией на "яблочный Спас"), то уж от 12 марта, когда в 1917 года в России гражданское общество не восстановило, но сместило монархию - чем не праздничный день календаря?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Григорий Явлинский:

"Меня каждый год спрашивают, что это за праздник такой – 4 ноября.
Не уверен, что власти, придумав этот праздник, сами поняли, что он на самом деле символизирует. Однако политически день этот и впрямь важный. Это памятная дата зарождения гражданского общества в России.
Около четырёхсот лет назад людям надоело, что московская власть их грабит, лжёт, не соблюдает законы, довела страну до смуты... И тогда граждане Нижнего Новгорода – посадские и служилые люди – поддержали идею земского старосты Кузьмы Минина создать народное ополчение, чтобы поменять власть. Люди сами организовали массовый сбор средств, пригласили военачальником князя Димитрия Пожарского и в 1612 году в результате упорной борьбы изгнали из Кремля ненавистную власть. А вскоре в России появился новый царь, первый из рода Романовых.
Поэтому день 4 ноября в первую очередь напоминает о том, что, если обществу надоест то, что происходит во власти, граждане, когда по-настоящему захотят, смогут самостоятельно эту власть поменять. По крайней мере, так уже бывало в русской истории. Именно таким образом народ становится гражданской нацией. И закон о российской нации, который неизвестно зачем недавно решили придумать, для этого совершенно не нужен. Гражданская нация появляется тогда, когда граждане сами строят своё государство, совершенствуют его и в решающей степени влияют на него.
Единство народа – в общности целей, ясности перспективы и взаимном уважении. Подлинная российская национальная идея – это уважение. Все люди России хотят, чтобы их уважали. Уважали их интересы, их историю и культуру, уважали их детей и родителей, их будущее... И сами люди хотели бы жить в государстве, которое можно было бы уважать: государство честное, не воровское, соблюдающее законы, по-настоящему народное... Только уважающие себя люди могут сами формировать и менять власть в своей стране, и именно через уважение можно объединить нацию. И тогда вновь наполнятся смыслом слова, выбитые на памятнике на Красной площади: "Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия".
С праздником, с Днём гражданского общества!"

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены