С грустью озираясь вокруг, я все чаще прихожу к выводу, что никак не могу повлиять на происходящее. Участие в выборах? Не смешите наши избиркомы. Причем, похоже, не только наши, но и американские выборы способны в лучшем случае насмешить здравомыслящего человека. А в худшем – поставить под сомнение состоятельность демократических институтов в современном мире.Хотя, почему лишь в современном? Разве афинский суд, отправивший на тот свет Сократа, не являлся подлинно демократическим институтом? Впрочем, кто знает, так ли уж хорош был этот легендарный философ в повседневной жизни? Может быть, не зря жена вылила ему на голову горшок с нечистотами? Думаю, в сегодняшнем политкорректном социуме общественное мнение встало бы на сторону Ксантиппы – женщина по определению права в конфликте с мужчиной, не так ли?
Так что оставим казнь Сократа на совести современников, как известно: "до нашей эры им было видней". Вернемся в сегодняшний день.
Как повлиять? Выйти на митинг? Господи, сколько митингов я в своей жизни посетил (а многие и организовал) – как об стену горох. Несчастная собака лает и лает, а караван все идет да идет. Плохо лаяли, скажете? Вот если бы залаял одновременно миллион собак, то стены Кремля рухнули бы, как от труб иерихонских.
Так ведь уже рухнули однажды на нашем веку, а потом вознеслись, кажется, даже выше прежних. Невольно возникает опасение, а что если здесь закономерность: чем сильнее рушишь, тем быстрее восстанавливаются? Да и невозможно всю жизнь провести на митингах и пикетах, надо и жить когда-то.
Можно еще "влиять изнутри" - прикинуться веником и втереться в партию власти. Чтобы потом облагородить власть изнутри. Но, во-первых, на такой подвиг способны лишь совсем не брезгливые люди. А, во-вторых, видали мы таких "героев-подводников", знаем, как шкуры у них линяют в процессе, так сказать, погружения.
Остается еще стратегия малых дел – помощь конкретным людям. Задача, вне всякого сомнения, необходимая и благородная. Для конкретных людей необходимая. Но общий пейзаж от таких усилий (даже самых подвижнических) никак не меняется. Чем больше проблем решают волонтеры, тем меньше проблем решают чиновники. Да еще и посмеиваются в кулак: "Ты давай, ворочай горы. Ну а мы, как говорится, будем все тобой гордиться".
Что еще остается в арсенале общественника: голодовки, самосожжения и самоприколачивания? Нет уж, увольте, я не мазохист.
Где же выход?
Знаете, меня с годами все больше трогает старая немая лента "Огни большого города". Трагедия "маленького человека", который потому и маленький, что – человек. При этом он отнюдь не трус и не слабак, в отличие от хрестоматийного русского "маленького человека" Башмачкина из гоголевской "Шинели" – герой Чаплина отчаянно бьется за счастье любимого человека и добивается его. Пусть и ценой собственного унижения и почти гибели. И нет для него никакой награды за подвиг, кроме благодарного взгляда любимой. Ни в настоящем, ни в будущем. Поэтому не раскатывайте губы, господа герои. Жизнь не торжище.
Мы не на школьном утреннике, давайте прямо посмотрим правде в глаза: мир устроен так, что порядочный человек в борьбе за власть обычно проигрывает мерзавцу. Потому, что порядочность это свод правил. А политика в последнем счете – борьба без правил. Что во времена Сократа, что в наши дни. И не надо мне петь балладу о правовом государстве: оно остается правовым только до тех пор, пока на кон не поставлены самые жирные куски. А за эти куски всегда война (открытая или гибридная, внешняя или гражданская).
Именно поэтому так утопичны многочисленные попытки создать "партию порядочных людей". Такая пария или провалится в первом же раунде, или окажется на поверку состоящей из не столь уж порядочных людей. Такие ситуации мы уже наблюдали, правда?
Это я совсем не к тому, что нельзя заниматься политикой. Если есть потребность – ради бога! Не нужно только обманывать себя и других байками о "царстве добра и справедливости". На небе – да, на земле – нет. В реальной жизни политика - это всегда выбор между плохим и худшим. Как в сегодняшней Америке. Как, надеюсь, в завтрашней России. Потому, что сегодня у нас и такого выбора нет.
Осталась только возможность неучастия во всей этой мерзости. Что уже требует известной гражданской стойкости.
Ну и еще, конечно, остается шанс просто быть Человеком. "Маленьким человеком" с большой буквы. Что удается далеко не каждому.
! Орфография и стилистика автора сохранены