Это проект, имеющий восемь основных направлений: зоозащитное, просветительское, исследовательское, правовое, политическое, гражданское, журналистское и философско-идеологическое.

Это – зоозащитный проект.

Защита прав животных, и прежде всего, их права на жизнь и достойное существование – это стержень проекта, его главная цель и содержание. Эволюция гуманизма, который начинался, в том числе, со слов Протагора о том, что "человек есть мера всех вещей", за 25 веков своего развития вплотную подвела человечество к пониманию того, что права на жизнь есть не только у человека. Что антропоцентризм, который был ранее синонимом гуманизма, сегодня не является аксиомой и жизнь других существ, живущих на планете Земля рядом с нами, имеет также высочайшую ценность.

Один из важнейших критериев цивилизованности общества – то, как в нем относятся к животным. Те, кто живут рядом с нами, имеют не меньшие права на эту планету, право дышать ее воздухом, пить ее воду, топтать ее сушу. Так же как и мы, люди, все остальные живые существа имеют эти права по факту появления на свет.

Это – правовой проект.

Цель этого направления проекта – сделать российское законодательство зоозащитным, создать гарантии прав животных в гражданском и уголовном кодексах и других разделах права.

В праве должен быть закреплен статус животного как субъекта права, а не только как объекта. Отношения между человеком и живущим с ним вместе животными, это не отношения собственника и его движимого и недвижимого имущества. Это – отношения компаньонства. 

Некоторый аналог таких отношений, уже закрепленных в праве, это отношения опекунства или попечительства, которые связывают несовершеннолетнего или ограниченно дееспособного гражданина с тем, кто отстаивает его права и интересы. В некоторых странах именно "опекуном", а не "владельцем"  называют того, у кого дома есть животные. В отношениях компаньонства должны быть закреплены основные права животных, ответственность за соблюдения которых несет компаньон-человек.

Ряд законодательных мер должен быть направлен на защиту животных от жестокого обращения. В том числе должно быть предусмотрена уголовная ответственность за убийство животного, причинение ему вреда в виде боли и страданий.

Должны быть поставлены вне закона такие развлечения как охота, использование животных в цирках, содержание в зоопарках, где животных держат в клетках и террариумах. Содержание животных вне среды их природного обитания должно быть ограничено двумя формами: компаньонством или нахождением в заповедниках и парках, в том числе и открытых для посещения, где животных можно наблюдать в естественной для них среде.

Поскольку в обозримый период человечество не сможет оказаться от потребления мяса без ущерба для здоровья, животноводство как отрасль экономики, должно сохраниться. Но при этом содержание животных на фермах должно быть гуманным и не превращать их жизнь в страдания. Сам процесс умерщвления животных, неизбежный в животноводстве, должен совершаться максимально безболезненно и быстро.

Учитывая современный уровень технологий и производства искусственных материалов, в том числе искусственных кож и мехов, необходимо законодательно запретить использование в легкой промышленности изделий из натуральных шкур, кожи и мехов.

Соответственно, должно быть запрещено содержать и разводить пушных зверей для промышленных целей.

Для защиты прав животных необходимо ввести пост омбудсмена по защите животных.

Это – политический проект.

Для реализации идей защиты прав животных необходимо, чтобы эти идеи отстаивались на уровне государства, прежде всего в парламенте. Сам проект Религия Анимал находится за пределами поля политики, его инициаторы не предполагают превратить проект в политическую партию, или влиться в какую-то из имеющихся политических партий и движений. В этом смысле – проект вне политики. Но организаторы и участники проекта, выдвигая и пропагандируя идеи защиты прав животных, предлагают всем политическим партиям демократической направленности поддержать эти идеи, и в этом случае будет оказывать этим партиям свою поддержку на выборах.

Оговорка насчет демократической направленности партий связана с тем, что в середине 20-го века был крайне неприятный эпизод, когда зоозащитное законодательство было принято в Третьем рейхе. И, таким образом идея защиты прав животных оказалась поддержана теми, кто одновременно дал примеры самого массового в истории человечества нарушения прав человека, и прежде всего, права на жизнь. Это сильно скомпрометировало идеи защиты животных. 

Проект Религия Анимал исходит из того, что человек – это тоже животное, и поэтому защита прав животных не может строиться на ущемлении прав человека, а наоборот, является развитием идей гуманизма.

Это – исследовательский проект.

Идеи защиты прав животных нуждаются в серьезном научном обосновании. Права имеет тот, кто обладает индивидуальностью, является личностью. Папа Иоанн Павел Второй сказал, что у собак есть душа и на этом основании католическая церковь разрешила собакам входить в церковь. Переводя слова понтифика на язык науки, можно согласиться с тем, что действительно, многие виды животных, а не только собаки, обладают той совокупностью индивидуальных психических состояний и процессов, которые образуют уникальный внутренний мир, особый для каждого животного, поскольку у каждого из них есть своя память, свои особенности восприятия, свои характерные только для этого животного реакции на внешний мир.

Все это позволяет считать, что представители многих видов животных обладают индивидуальностью, то есть совокупностью черт, которые делают данное животное не похожим на других представителей своего вида. А поскольку в современном мире многие животные живут рядом с человеком, они вступают и в социальные отношения, то есть социализируются, что позволяет говорить о них как о личностях.

Одно из направлений исследований в рамках проекта Религия Анимал заключается в том, чтобы определить, на какой ступени "лестницы Ламарка" можно говорить о том, что данный вид обладает теми чертами психики, которые позволяют рассматривать представителей этого вида не только как объект права, но и как его субъект. На каком этапе эволюции животные ощущают боль, помнят о пережитых страданиях, воспринимают обиду и унижение.

Авторы и организаторы проекта Религия Анимал планируют привлечь к исследовательской части проекта широкий круг зоологов, специалистов по зоопсихологии, поведению животных и специалистов в смежных областях.

Это – просветительский  проект.

Идея, что у животных тоже есть права, возникла в глубокой древности. Эти идеи высказывали и развивали Пифагор, Диоген, Сенека, Гораций, Плутарх, Овидий.

Леонардо да Винчи выкупал продававшихся в клетках птиц для того, чтобы выпустить их на свободу. Руссо считал, что животные обладают естественными правами, поскольку способны чувствовать. Концепцию прав животных решительно поддерживал Шопенгауэр.
Первые европейские законы, защищающие права животных, были приняты в Ирландии в 1635 году. Затем в Северной Америке, в колонии Масачусетского залива в 1635 году был принят кодекс о защите сельскохозяйственных животных.

В 19-м веке получило распространение зоозащитное движение, один из его лидеров, Генри Берг (США) создал Декларацию прав животных и добился ее принятия в качестве закона в штате Нью-Йорк. Наиболее развернутая концепция прав животных появилась во второй половине 20-го века в работах австралийского философа Питера Сигнера "Освобождение животных" (1975).

В начале 21-го века защита прав животных приобретает системный характер. В 2008 году парламент Испании признает права крупных человекообразных обезьян не только на жизнь, но и на свободу: запрещается ставить на них опыты, держать в цирках, к содержанию их в зоопарках предъявляются особые требования. В Швейцарии вводится пост "адвоката животных". В Нидерландах в парламенте впервые представлена Партия для зверей, основной целью которой является защита прав животных.

В России идея защиты прав животных не стала фактом широкой публичности, хотя по предварительным оценкам может быть поддержана от 60% до 75% граждан.

Просветительская часть проекта Религия Анимал призвана превратить добрые отношения к животным, свойственные большинству людей в осознанные убеждения о необходимости защиты их прав.

Это – гражданский проект.

В России есть множество зоозащитных общественных организаций, при муниципальных и частных приютах для бездомных животных действуют десятки тысяч волонтеров. Во многих городах есть уникальный опыт такой зоозащитной работы. Но между этими организациями слабо налажены связи, некоторым из них нужна помощь, как финансовая, так и методическая.

Проект Религия Анимал не ставит перед собой задачи координации работы зоозащитных организаций – это им не нужно. А вот от установления контактов между зоозащитниками разных городов страны, от создания зоозащитной сети вряд-ли кто-то будет отказываться. Именно эту задачу ставит перед собой проект Религия Анимал.

Это – журналистский проект.

Для реализации всех предыдущих ипостасей проекта Религия Анимал необходимо, чтобы о нем знали. Зоозащитные идеи должны занять достойное место в медийном пространстве России. Для этого необходимо, чтобы в проекте была сильная журналистская составляющая.

Она включает в себя два компонента.

Во-первых, создание собственного информационного ресурса проекта – сайта, на котором в ежедневном режиме будут публиковаться новости о том, что и как происходит с правами животных в России и как продвигаются разные направление проекта. 

А во-вторых, поиск и координация усилий с теми журналистами, которые уже пишут на темы зоозащиты, создание своего рода пула журналистов-зоозащитников.

Это – философский и идеологический проект.

То масштабное и невиданное в истории человечества явление всепоглощающей и бескорыстной любви к животным, которое возникло в конце 19 – начале 20 века, и с той поры продолжает стремительно нарастать, требует осмысления. 

Домашние питомцы и их дикие собратья занимают в жизни людей то место, которого они никогда не занимали ранее. В России 76% семей имеют домашнего питомца. В Австралии, например, этот показатель зашкаливает за 90%.

Это масштабное явление требует философского осмысления и идеологического оформления. Авторы и организаторы проекта намерены привлечь к этой работе широкий круг российских и зарубежных мыслителей.

Почему – религия?

Назвав данный проект "Религия Анимал", его создатели, конечно, прибегли к метафоре. Понятно, что у того явления, реакцией на которое стал проект, нет важнейшей составляющей религии – веры в сверхъестественное существо, нет веры в бога. Она, несомненно, может присутствовать в головах отдельных участников проекта, но к самому проекту эта вера не имеет ни малейшего отношения.

С религией у того явления, которое пытается осмыслить, артикулировать и воплотить в программе действий данных проект, есть несколько общих черт. Главные из которых – иррациональность и сверхценность. Полное отсутствие непосредственного полезного эффекта для выживания и улучшения жизни человека и кажущееся абсурдно высоким положение в иерархии ценностей.

Египтяне во имя религии строили совершенно бессмысленные для жизни пирамиды, пуская в трубу значительную часть жизненной энергии, труда и общественного богатства.

Современное человечество, значительная часть которого держит рядом с собой абсолютно бессмысленных с точки зрения выживания существ другого биологического вида, поступает в точности как древние египтяне, ацтеки, инки и представители всех авраамических религий. Суммы, которые люди тратят на корма и другие товары для животных составляют существенные доли семейных бюджетов и идут в этих бюджетах защищенной строкой даже в кризис. Статистика показывает, что люди в условиях кризиса снижают свои расходы на еду, одежду и развлечения, но траты на корма питомцев – растут и в кризисные годы!

В иерархии ценностей религиозного человека бог стоит (или должен стоять) наверху ценностной пирамиды. В системе ценностей современного человечества, которое подверглось наступлению Религии Анимал, произошли похожие изменения. По данным опросов в ряде европейских стран, свыше трети женщин на вопрос, кто им более дорог: домашний питомец (как правило, в опросах фигурировал кот) или муж (бой-френд) – твердо выбирали кота. Еще около трети с возмущением отказались отвечать… 

Проект Религия Анимал не ставит своей задачей создать какое-то новое направление в общественной мысли, или изменить политические процессы. Мы хотим артикулировать те, на наш взгляд позитивные, настроения, которые уже существуют в обществе. Животных, невзирая на их размеры, называют "меньшими братьями". Поскольку в мире, который человек выстроил "под себя", они, действительно, "меньше" и слабее. Они зависят от нас. Поддержка и забота о тех, кто меньше и слабее, делает человеческое общество более пригодным к жизни, в том числе, и для самих людей.
 

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены