Дорогой мой Вовчик!
Давай продолжим нашу беседу, давай?
Личности, по-моему, бывают разные. Они разнятся по цвету, размеру, полу, весу, вероисповеданию, сексуальной ориентации, личным слабостям характера и прочим, не менее интригующим деталям. Многообразие личностей в природе – вещь, сама по себе отрадная, тут, я думаю, даже мои критики спорить не станут, тут все ясно, как в стакане выпитом. Проблема всегда в критериях – много их, проклятых, очень, и – что еще хуже – неоднозначные они какие-то, неопределенные. А потому и трактует каждый всякий, кто может и не может, кто смеет и не смеет, кому позволено и не позволено – то есть, ну буквально каждый, кто членораздельные звуки издавать научился (ну при чем тут Вольфович?! Не за него я, я – вообще, абстрактно), каждый норовит свою копейку (цент или прочую мелочь) вставить и этим своим валютным вкладом лишь запутывает ситуацию. Да и то правда: на каких, скажи, весах, взвесить, сравнить и отмерять критерии? Какой статистической методикой просчитать удельный вес критерия в общем спектре (зло)деяний той или иной личности? Как вывести КПД личности? Тут, Вова, вопросы, вопросы, вопросы... тут, Вова, психология, а она (по А. Невзорову) – лженаука и шарлатания сплошная. Именно потому, что коэффициентов своих собственных не вывела, а, следовательно, выводы ее и результаты непроверяемы и невоспроизводимы. Но тут начинаются сложности, Вова, не буду тебя ими от дел государственных отвлекать.
Вывод же мы сделаем такой: личности бывают разные и каждый выбирает себе из предоставленного разнообразия исторических примеров личность, – или выбирает в личности те или иные деяния ее, – по образу и подобию своему. И это – хорошо: сразу видно, чем дышит твой собеседник моторолой ли, стрелком ли гиркиным или каким-нибудь там, Джоном Ф. Кеннеди (была и такая личность). Согласен, Вова?
Если мы согласились с тем, что личности разные бывают, то давай согласимся и с тем, что пути в "личности" бывают тоже очень разные. Один, бывает, глотку рвет и с кулаками на коллег-парламентариев лезет, и вообще чего только не выкинет, чтобы ну хоть как-то, хоть чем-то выделиться среди себе подобных, а в "личности" как-то не тянет. Ну, не хватает чего-то... Другой, наоборот, тихо сидит куда выслали, и говорит тоже тихо, и ничего вроде не делает, а глядь – народ за ним пошел, – и вот тебе, Вова, новоиспеченная личность! А бывает и так: тянут-потянут некоего субъекта в "личности", а он, простак, выгоды всей не видит, упирается, "меле, як з горячки", как говорила моя бабушка, и портит все дело на корню. Вот, личность он, или, наоборот, "тварь дрожащая"?
Я, Вова, не абстрактно сейчас, у меня, Вова, пример есть.
Вот, Горби – он кто – личность, или так себе – продукт воспитания? Его ведь, простака, за уши в историю тянули. Тянули-тянули, тянули-тянули... И ведь в хорошей компании тянули: с Колем Хельмутом, Миттераном Франсуа и Джоржем Бушем-папой. Те трое поумнее оказались и не очень сопротивлялись. Тот же Коль – все от него возможное сделал, чтобы воссоединению Германии помешать, а въедет в историю Канцлером-Объединителем! Вот увидишь, и памятник поставят в родном Оггерсхайме, и самолет "Колем" назовут. Вся троица нынче – Победители в Холодной войне. А почему? А потому, что молчат, когда их не спрашивают, а когда спрашивают – надувают щеки и начинают медленно и мудро "вспоминать" за что-нибудь, за что сами в газетах прочли, ну вроде: "Мы пришли, а Михаил с Эдуардом нас уже ждали... Стол такой, помню, круглый, цветы справа... или слева... ну, от Джоржа – справа... Мы еще никак решить не могли, кто против кого сидеть должен..." А почему заявления их и "воспоминания" такие общие, размытые, бульварные? Да потому, Вова, что работу за них сделал один-единственный человек – Рональд Рейган. Он – Победитель в Холодной войне, он – Объединитель Германии, он – Уничтожитель СССР. И славу эту делит он не с нашей четверкой, а с одним-единственным человеком. С еще одной Личностью.
Давай, Вова, по порядку, чтоб у тебя голова с непривычки не закружилась.
Итак, началась эта история давно, в восемьдесят каком-то первом году прошлого века. Тогда у теперешних "пиндосов" пришел новый –сороковой уже – "чмо"[1] в Белый Дом – Рональд Вильсон Рейган. Был он актеришкой, причем актеришкой так себе, не Смоктуновским. И была у него мечта – тоже, надо сказать, ничего особенного – у Мартина Лютера Кинга тоже была. Они там, вообще, мечтатели, "пиндосы" эти. И все-таки президентская мечта – это тебе не мечта какого-нибудь там правозащитника, президентскую мечту можно попробовать сделать былью. И начал наш Рейган ("наш" – в смысле, что история за него) свой первый рабочий день с того, что поделился со своим штабом – ну, там, – ты знаешь – советники всякие, госсекретари и прочие политические подмастерья, – своей мечтой: "Я собрал вас, сэры, для того, чтобы заявить: конечной целью моего президентства вижу я избавление мира от Империи Зла". Тут такое поднялось! Тут весь штаб как закричит: "Да это же война! Да это же – смерть всему миру лютая! Да у них же ядерного оружия – до утра!" Послушал их Рейган, послушал – аргументировано говорят, логично, убежденно так – и поостыл.
Они ведь там, на Западе, и за СССР (тогда), и за Россию (сегодня), по-своему думают. То есть, они думают, что Россия – это страна, как все, что в России, скажем для примера, бюджет – это документ и закон. Ну, как во всех странах. И если в бюджете стоит, что на оборону расходует страна, скажем, 4%, то, учитывая специфику и разную побочную информацию, равно как и экономическую логику выживания, в случае СССР можно смело заложиться процентов на 10-15. Иначе, думают они, ни одной стране не выжить[2]. Поэтому и поостыл наш Президент.
И вот тут пришел ему на помощь Случай.
Звали его Владимиром Ветровым. И был он подполковником КГБ, Управление "Т" – научно-техническая разведка. Слышал, Вова? По глазам вижу – слышал. И был подполковник Личностью. Хотя, надо сказать, в историю не стремился, более того – попивал, имел любовницу и даже человека по пьяни убил. Так вот бывает: человека убил, а в личности попал. Потому, что миллионам людей жизни спас, миллионы освободил, мир изменил. Вот ведь как бывает!
Подполковник Ветров, Владимир Ипполитович, начал передавать секретную информацию, касающуюся программ вооружений СССР, французам. Информация была настолько объемна, настолько важна и секретна, что французы не решились с ней работать, а передали ее США. И это, Вова, второй счастливый Случай – видимо родился актер Рейган под счастливой звездой, в рубашке и с золотой ложкой во рту!
Когда компетентные американские органы изучили информацию, они не поверили своим глазам и мозгам, обученным и отточенным в Гарвардах и Йелях, они тоже не поверили: СССР расходовал на оборону не 4 официально заложенных в бюджет процента, и даже не рассчитанные разведкой 10-15, а 40! И тогда собрал Рейган свой штаб и сказал знаменитую – историческую – фразу: "Ребята, годовой доход этой страны меньше, чем Дженерал Моторс! Так доколе она будет терроризировать мир и портить нам кровь?" Вопрос теперь уже показался присутствующим логично обоснованным и не риторическим. Тут же был разработан соответствующий план действий – Road Map – по-англосаксонски. Вспомнили доброго старого Джона, который пообещал Никитушке гонкой вооружений пустить СССР без штанов щеголять на людях, и запустили противоракетную программу – печально известные "Звездные войны". Тут же подписали Рейгану командировку в Саудовскую Аравию, откуда он привез обещание увеличить производство нефти. А европейским партнерам послали список экономических санкций против "великой" страны-бензоколонки. Европейские партнеры тогда ничем не отличились от европейских партнеров сегодня и первое, что они сделали, увидев список санкций – наложили в штаны. То есть принялись "понимать" Горбачева, выражать озабоченность и тревогу, не замечая, как трясутся хохотом "стены древнего Кремля" при виде их артикулов. За санкции со стороны Европы пришлось забыть. Спасибо, хоть арабы не подвели. Их поддержка на нефтяном рынке, плюс гонка вооружений, помноженная на санкции США и Канады – вот формула успеха в деле борьбы против терроризма. Эти простые и такие очевидные меры привели к тому, что нефтяной пузырь, наполненный природным газом, лопнул. Германия объединилась, соцлагерь развалился, а за ним и "великий" СССР, несмотря на все свои "исторические достижения" и "экономическую мощь", сыграл в ящик. Причем покинул сию юдоль относительно спокойно, без ядерной войны и привычных для России жертв в шестизначном измерении.
И вот, Вова, обратно за личность. Горби взяли в компанию победителей. Понимаешь, благородство проявили, либерально, по-европейски, мол, в таком счастливом деле, как избавление мира от гнойника коммунизма, не может быть проигравших – выиграли все! И ты, Горби, со всеми! Заходи, садись, вот оно, твое место в Пантеоне истории! Коль сел, Миттеран сел, Буш, дружески Рейгана локотком так отпихнул – и тоже сел. Сидят, мемуарии строчат. И только Горби не сидится: нет-нет, да и ляпнет что-нибудь такое, от чего и Рейган в гробу глаза выкатит: "Что это с вами, батюшка Михаил? Чем завтракать изволили?" Вот, из любимых перлов: "Развал Советского Союза был ошибкой. Следовало его перестроить на основе новой федерации..."
Чьей, Михаил Сергеевич, ошибкой? Уж не вашей ли? Ошибаться, дорогой, может тот, кто участвует, от действия или бездействия кого зависит что-то, кто, наконец, влияние имеет. Это ведь просто, правда? И, следовательно, тот, кого партнеры перемещают по доске, как, простите, пешку, пусть и нацепившую королевскую мантию, кто просидел весь вечер на прикупе, тот ошибки сделать по определению не может. Ну, вот в чем, скажи мне, Вова, была его ошибка? Что мог он изменить? Спрашивал ли Рейган его мнение? Интересовался ли вообще кто-нибудь его мыслями? Или, может, планами? Горбачев как раз и делал все, что мог: вводил войска, расстреливал демонстрантов, провоцировал межнациональные конфликты, а в сторону Запада надувал щеки и надеялся переиграть Америку, бряцая дутым "величием". И прошло бы, как и сейчас, к примеру, проходит, но пришел Ветров Андерсоновским мальчиком, и сказал: "А Союз-то нищий!" С этого момента с Горбачевым уже не говорили, а говорили ему.
Сегодня, прежде чем болтать патриотическую шелуху, стоило бы пересмотреть те кадры кинохроники, в которых бежит Горбачев, спотыкаясь, за Рейганом и кричит отчаянно в актерскую спину: "Мистер Президент!.. мистер Президент!.." Мистер Президент останавливается у открытой двери автомобиля, оборачивается с улыбкой, слушает, что коллега ему еще сказать надумал и, видимо не услышав того, на что рассчитывал, садится в машину, не дослушав. Закрывается дверь... Вокруг – охрана с непроницаемыми лицами, еще кто-то из "официальных лиц" – маски по протоколу... позы уважения к двум лидерам... Это, Вовочка, – место и уровень "великой" державы, державы, все величие которой держалось лишь на военной угрозе, и лопнуло сразу же, как ушел страх перед ней. Эту хронику следует ежедневно показывать всем тем сегодня, кто рассказывает о "величайшей геополитической катастрофе ХХ века", "могуществе" России, защите "рускага мiра" и прочих нацистских фантазиях. Хорошая, думаю, была бы терапия.[3]
***
Мораль? Вот она: помалкивай – глядишь в историю попадешь. А будешь болтать – вляпаешься в нее же.
Судьба, кстати, не минувшая и беднягу Ветрова...
[1] Американцы ... Президент (рус)
[2] Им бы историю лучше учить: при Петре I "великом" расходы на войну составляли 95%. И ничего, мер народ с голоду, зато армия была и империя росла!
[3] Кадры эти я видела неоднократно по немецко-французкому каналу "Аrtе". Разыскать в интернете на предмет ссылки – не удалось, да и то – я не сильна в интернетовских копаниях. Если кто-то разыщет, буду благодарна за ссылку к этой статье. И еще: может кому-то удастся разыскать документальный фильм о Ветрове (пр-во того же "Аrtе"), двухсерийный, - многие факты и цифры, приведенные в этой статье, можно проверить по фильму. Фильм замечательный. Рекомендую.