17 мая, в день рождения Старовойтовой, в Музее политической истории (СПб) прошла конференция. Выступавшие говорили о политической роли и научном наследии Галины Васильевны. Выступал там и я:
"Ув. участники конференции!
Я хочу сказать несколько слов о Галине Васильевне Старовойтовой как о разностороннем человеке и принципиальном политике. В конце 80-х, в начале 90-х демократам, политикам первой волны было непросто разобраться в своем окружении. Ведь оседлать волну перемен ради собственных интересов, внедрится в нашу среду хотели многие и, (все мы люди), подчас приходилось сожалеть о том, что кого то не разглядел… Но, у Галины Васильевны, хоть и она иногда ошибалась, при серьезной опасности хорошо работала интуиция:
Вот случай, о котором она рассказывала А.Илларионову:
"однажды весной 1990 г., по завершении какого-то публичного мероприятия с ее участием, я столкнулась с неприметным человеком Володей Путиным, который подошел и сказал:
- Уважаемая Галина Васильевна! Мне очень нравится то, что Вы говорите, и то, что Вы делаете. Мне так хотелось бы Вам чем-то помочь! К сожалению, у меня никаких особенных средств нет. Зато у меня есть машина. Я могу работать у Вас шофером – возить Вас, куда Вам нужно, на Ваши встречи, по Вашим делам. И Вам не надо ничего мне платить – мне будет достаточно того, что я смогу просто помогать Вам.
Мудрая Галина Васильевна внимательно посмотрела в глаза молодого человека и твердо ответила:
- Спасибо, не надо. Я как-нибудь на метро…"
В области профессиональной - ее важнейшим приоритетом были, возникшие в период распада империи, этнические, национальные проблемы:
Так, в сентябре 89 года, на проходившей в Питере всесоюзной Конференции демократических сил, от лица межрегиональной группы союзных депутатов она выступила за создание федеративного демократического государства, ориентированного на горизонтальные связи между суверенными республиками. Ей тогда задали вопрос:
"Вы не боитесь, что процесс организации такого Союза породит огромные по масштабам национальные конфликты?" Она убежденно ответила, что сохранение существующей системы породит конфликты еще более масштабные …
Но, со временем ее понимание всей неподъемной сложности предстоящих испытаний стало глубже. Когда спустя 3 года Борис Ельцин с трибуны съезда зачитывает Декларацию о суверенитете РСФСР, за самостийность голосует чуть ли не весь зал.
Весь, да - не весь.
Среди тех, кто не поддержал – Галина Старовойтова. Она была едва ли не единственным демократом, который не стал голосовать за включение России в "парад суверенитетов", а на недоумение соседа по ряду И.Кучеренко, скупо обронила:
– Это бомба…
Человек, которого потом будут винить чуть ли не развале Союза, на самом деле не поддался общей эйфории, считая что возглавлять "парад" рано, что стоит сохранить, пусть даже мнимый, государство-образующий вес метрополии до подписания нового союзного договора.
С этим можно не соглашаться, ведь возглавить парад суверенитетов было уже невозможно – он давно шел полным ходом и Россия оказалась чуть ли не последней из уходящих…
Но, в любом случае, то ее неучастие - свидетельство самостоятельного мышления, неподверженности эмоциональному порыву, который захватил тогда даже коммунистов.
В отличие от красно-коричневых, Старовойтовой было свойственно сострадание даже к противнику.
Когда в начале декабря 91 года 11 республик бывшего СССР подписали Алма-Атинскую декларацию, ту - которая завершила ликвидацию Советского Союза и образование на его месте Содружества Независимых Государств, Михаилу Сергеевичу Горбачеву места там не нашлось… Судьба его отчасти напоминает историю короля Лира.
Так вот - из демократов, из МДГ его навестила тогда только депутат Галина Старовойтова…
Она обладала чувством юмора, если не сказать – сарказма:
Из стенограммы заседания Гос.Думы:
"Я внимательно выслушала аргументы левой части зала, господ коммунистов. Вам не нравилось Правительство Черномырдина, вам не нравилось Правительство Кириенко - вы его отправили в отставку. Вам опять не нравится Правительство Черномырдина. (Шум в зале, выкрики.) Вам вообще не нравится все, что происходит со времен перестройки. Вы хотели бы вернуть нас в доперестроечные времена. Я вас поздравляю, сегодня - вам это удалось. Посмотрите на полки магазинов - это результат вашей деятельности и ваших губернаторов. (Сильный шум в зале.) Да, после того, как вы отправили два правительства реформаторских в отставку, вот рубль и пошел, цены взвинтились, а полки у нас пустые. Проедены запасы продуктов гайдаровские, проедены чубайсовские деньги уже, и теперь даже вы, немножко наученные нашими экономистами, выступаете против эмиссии. Это большой прогресс. Я очень рада, господа. (Шум в зале, выкрики.)"
Она пыталась снять будущие напряжения в среде малых народов и подготовила глубоко продуманный законопроект:
Из стенограммы ее выступления:
"Уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О правовом статусе национально-культурных объединений национальных, культурных, языковых и этнорелигиозных меньшинств Российской Федерации"…
В сферу государственной национально-правовой политики и, соответственно, проекта предлагаемого вам закона входят как минимум 17 миллионов человек, или 12 процентов населения Российской Федерации. Главным образом это этнодисперсные группы.
Как известно, величие больших народов определяется не столько их способностью демонстрировать силу, а их готовностью защищать права меньшинств. Эта идея нашла отражение не только в основном законе Российской Федерации - Конституции, но и в международно-правовых актах, ратифицированных нашей страной. Предлагаемый вашему вниманию законопроект устанавливает основные принципы правоотношений, возникающих в связи с функционированием, сохранением и развитием этнических культур народов Российской Федерации, с одной стороны, и федеративным государством и его субъектами, с другой стороны.
При определении принадлежности к тому или иному меньшинству в законопроекте предписывается опираться на принцип самосознания и самоопределения, как это принято в практике переписи населения и у нас, и за рубежом, а также при определении паспортной национальной принадлежности и в других случаях применения международной практики.
В законопроекте говорится, что граждане России, относящие себя к меньшинствам, имеют определенные права.
Законопроект также описывает обязанности государства в отношении национальных, культурных, языковых и этнорелигиозных меньшинств Российской Федерации. В частности, предписывается органам госвласти отказаться от проведения насильственной языковой и культурной ассимиляции меньшинств.
Государство должно, по мнению авторов закона, проводить политику льготного налогообложения юридических и физических лиц, осуществляющих благотворительную или спонсорскую поддержку развития национальных культур и языков, национально-культурных автономий, национальных форм местного самоуправления, национально-культурных объединений и религиозных общин. Особо отмечаются экономические источники деятельности национально-культурных объединений, возникающие как в результате спонсорства, благотворительной деятельности, так и за счет собственной экономической деятельности.
Этими средствами национально-культурные объединения могут распоряжаться самостоятельно, определяя приоритетность своих культурных нужд, и это положение является нововведением законопроекта.
Забегая вперед, я подчеркну, что речь идет не о дополнительных средствах, а лишь о более целесообразном использовании уже имеющихся и предназначенных на эти цели финансов. Уважаемые депутаты, уже принятые законы в основном ориентированы на сложившуюся систему национально-территориального деления страны. Тем самым сфера их применения и приложения охватывает исключительно титульные народы субъектов Федерации.
При таком подходе около 12 процентов населения России не имеют адекватных правовых рамок для реализации своих национальных и религиозных потребностей, а, значит, действующее законодательство не способствует упреждению возможных межнациональных конфликтов.
Мы получили ряд отзывов на наш законопроект, поскольку мы ведем работу над ним уже не первый год. В парламентских слушаниях приняли участие руководители украинской общины в Москве, греческой общины, татарской общины, общины русских немцев, еврейской общины и других национальных меньшинств. Как правило, в отзывах нам предлагали какое-то усовершенствование в тексте, но оценивали его положительно…"
После десятка идиотских реплик и вопросов прошло голосование:
- Несмотря на то, что в первом чтении принималось только общая идея, общая концепция, (а суть ее была в том, что бы дать нац.меньшинствам право определять приоритеты в расходовании гос. средств которые им полагались), несмотря на то что одобрив эту идею можно было внести в проект все необходимые поправки - ЗА - проект Старовойтовой проголосовали только 10%. Больше трети – активно против! Остальные даже не стали голосовать.
Можно, задаться вопросом - почему такое слепое неприятие даже по безобидному, гуманитарному вопросу?
Я думаю, что та ненависть зрела еще с 92 года, когда, вызвав на себя огонь, Галина Старовойтова попыталась убедить Ельцина и тот съезд, где коммунисты составляли 87%, в необходимости временного запрета на профессии для лиц, осуществляющих политику тоталитарного режима.
С тех пор времени прошло немало, клеветники и невежды уже врут о том, что демократы хотели расправы с рядовыми коммунистами. Это не так.
Вот текст того законопроекта:
"I. Преамбула.
Движение "Демократическая Россия" видит необходимость люстрации в качестве меры, препятствующей реваншу сил, возвращающих сейчас свои властные позиции. Введение этой меры не преследует цели мести за ограничения на профессии, фактически существовавшие в нашем обществе для людей, непричастных к КПСС или ее "вооруженному отряду ВЧК-КГБ". Мы отвергаем также обвинения в призывах к "охоте на ведьм" и в отрицании права на инакомыслие. На самом деле высокопоставленная коммунистическая номенклатура, в том числе и причастная к антиконституционным путчам, практически нигде в России – ни в центре, ни в регионах – не понесла ни моральных, ни материальных потерь, многие из ее деятелей остаются у кормила власти.
В то же время демократы (особенно среди военных), вставшие в 1991г. на сторону Президента России, на сторону законной власти и продолжения реформ, повсюду в стране шельмуются, нередко подвергаются гонениям и увольнению.
Лицемерно защищаясь от несуществующей "охоты на ведьм", некоторые монстры прежнего режима, причастные к его кровавым преступлениям и далекие от покаяния, готовы и сейчас по первому сигналу продолжить массовые репрессии, неотделимые от практики ленинизма и сталинизма.
Наше общество, интеллигентно называя верных ленинцев и сталинцев инакомыслящей оппозицией, как будто бы больше озабочено их комфортом, чем душевным и материальным состоянием жертв ленинизма и сталинизма – все это, несмотря на широковещательные декларации о возвращении к общечеловеческим ценностям
Неприменение люстрации в 1991 г., после коммунистического путча, не доведение до конца суда над идеологией и практикой коммунистов сделали возможным возникновение крупной парламентской фракции в Государственной Думе России, состоящей из коммунистов, не отмежевавшихся от преступлений своей партии и открыто пропагандирующих сталинизм.
Движение "Демократическая Россия" констатирует отсутствие надежных политических гарантий в нашей стране против возврата к тоталитаризму. Учитывая сказанное, мы выступаем с инициативой разработки закона о люстрации.
II Основная часть проекта:
1. Категории лиц, подлежащих люстрации
Определенным профессиональным ограничениям на время продолжения переходного периода (на срок в 5-10 лет) в соответствии с этим законом должны подвергаться следующие лица:
а) все бывшие освобожденные секретари партийных, производственных и территориальных организаций КПСС;
б) бывшие первые, вторые и третьи секретари райкомов, горкомов, обкомов и крайкомов КПСС;
в) работники центральных республиканских и союзных комитетов коммунистических партий, действовавших до времени первого Указа Президента России о запрете КПСС (включая секретарей соответствующих ЦК, но за исключением технического персонала).
Перечисленные категории лиц подвергаются профессиональным ограничениям в следующих случаях:
а) если в общем стаже их трудовой деятельности нахождение на указанных должностях в сумме составляет 10 и более лет;
б) если на 21 августа 1991 г. – день подавления коммуно-экстремистского путча – они занимали одну из указанных должностей и не заявили о выходе из КПСС добровольно;
г) действовавшие штатные сотрудники, включая резерв, и давшие подписку о сотрудничестве с органами КГБ, либо работавшие в этих органах на протяжении последних десяти лет перед принятием новой Конституции России (в 1993 году). Ограничения на профессии для активных проводников политики тоталитарного режима не распространяются на лиц, получивших должности в системе представительной или исполнительной власти в результате прямых свободных выборов, как формы волеизъявления народа (если деятельность этих лиц в КПСС и КГБ не скрывалась ими в ходе предвыборной кампании).
2. Сущность люстрации
Под ограничением на профессии для указанных лиц понимается временный запрет для них (на 5 или 10 лет) занимать по назначению или в результате непрямых выборов ответственные должности территориальной исполнительной власти, начиная с глав администраций районов, городов, областей и вплоть до министров республик и Российской Федерации в целом (включая премьер-министров).
На срок до 10 лет для тех же лиц должна быть запрещена деятельность, связанная с преподаванием в средних и высших учебных заведениях; на срок до 15 лет – преподавание в военных учебных заведениях и работа в средствах массовой информации. Другие виды профессиональной деятельности, включая частное предпринимательство или работу в госсекторе, в том числе и на руководящих должностях, не возбраняются."
Как видите, речь шла о временном недопущении к исполнительной власти только номенклатурной элиты режима, тех партийных бонз и палачей, кто мог воспользоваться корпоративными связями и тайными ресурсами для саботажа и реванша.
Но, увы, тогда, после победы над путчистами, в интеллигентной, в первую очередь правозащитной, среде эта идея не нашла активной поддержки.
И Сергей Ковалев, и я и десятки прошедших через репрессии демократов, зная свой народ, испугались волны сведения счетов, которая могла выйти из под контроля и, как нам казалось, перечеркнула бы общее движение к свободе.
Естественно, были против и те, кто перекрасившись на скорую руку, мог, при ближайшем рассмотрении, оказаться лишенным возможности остаться у руля. Ельцин, хотя его лично эти меры и не коснулись бы, (он вышел из КПСС раньше путча) был категорически против. Проект даже не вынесли на рассмотрение ВС.
Галина Васильевна, несмотря на ту неудачу, еще будет готовить, теперь уже для Государственной Думы РФ, этот Закон о люстрации, но ее убийство снимет его из повестки Парламента...
Сегодня, мне ясно, что не поддержав Старовойтову, не заставив Президента сделать этот необходимый шаг, мы допустили тогда роковую ошибку.
Ее результат сегодня - засилье чекистов и бывших партократов на всех ключевых позициях, подавление гражданской активности, отсутствие политической конкуренции, стагнация существующего авторитарного режима.
Нам остается лишь надеяться, что ошибки прекраснодушных либералов будут наукой для того поколения, которое вернет нашу страну на столбовую дорогу демократии. Жаль только, что среди них не будет Галины Васильевны Старовойтовой.
! Орфография и стилистика автора сохранены