Из Киева пришло сообщение о том, что Украина подтвердила готовность к переговорам с Россией по реструктуризации долга в 3 млрд долларов. "Министерство финансов подтверждает свою готовность к добросовестному продолжению переговоров относительно реструктуризации еврооблигаций Украины с погашением в декабре 2015 года на общую сумму 3 миллиарда долларов США", — отмечается на официальном сайте Минфина Украины от 13 января.
В сообщении также говорится о том, что Министерство финансов договорилось со Сбербанком России о принципах реструктуризации кредитов "Укравтодора" и государственного предприятия "Конструкторское бюро "Южное" им. Янгеля", которые были гарантированы государством.
Обращает на себя внимание тот факт, что эта информация появилась сразу после того, как накануне Киев посетил постоянный член Совета безопасности РФ, недавно назначенный полномочный представитель России в трехсторонней контактной группе по Донбассу Борис Грызлов.
В этой связи возникает закономерный вопрос: есть ли связь между однодневным блиц-визитом посланника Путина и решением Минфина Украины по такому болезненному вопросу российско-украинских отношений, коим является кредит, полученный бывшим президентом Януковичем, необходимость возврата которого разделила нынешнюю политическую элиту в Киеве.
По поводу неожиданной поездки Грызлова в Киев украинские и российские СМИ высказали различные точки зрения, за пределами которых, однако, так и остался невыясненным такой немаловажный вопрос: состоялась ли его встреча с президентом Украины Петром Порошенко. Значимость этого вопроса, думается, определяется тем, что положительное решение украинского финансового ведомства не могло состояться без одобрения президента.
Официальный сайт президента Украины по понятным причинам не проливает свет на это обстоятельство. 11 января, то есть в день пребывания в Киеве Грызлова, Петр Порошенко находился с рабочей поездкой в Тернопольской области. Там на одном из мероприятий он подчеркнул, что все пункты "Минска" должны быть выполнены. "В связи со срывом Российской Федерацией выполнения своей части обязательств мы твердо ставим вопрос о том, чтобы в 2016 году привязать все шаги, которые предусмотрены Минскими соглашениями, к конкретной дате", — заявил, в частности, Порошенко. По его словам, именно этому вопросу будут посвящены переговоры в "Нормандском формате".
Между тем украинское интернет-издание ZN.UA, со ссылкой на неназванный источник распространило противоречивую информацию о том, что встреча Порошенко с Грызловым все же состоялась после возвращения президента из Тернополя, которое произошло примерно в 22:00. Закончилась встреча, по данным источника, в час ночи, после чего Грызлов отбыл в аэропорт и в два часа ночи вылетел из "Борисполя".
Более того, по мнению этого издания, Грызлов прибыл в украинскую столицу по личному приглашению Порошенко, получив санкцию Путина на разговор. Целью встречи было обсуждение главных пунктов в отношениях Москвы с Киевом. Загадочный источник также отметил, что одной из тем переговоров были конституционные изменения, которые должны быть вынесены на голосование украинского парламента до конца текущей сессии.
Следует отметить, что ничем не подтверждённая информация ZN.UA тем не менее вызвала естественную отрицательную реакцию в отдельных украинских СМИ, предположивших наличие сепаратных переговоров Порошенко с Россией. "Не спасла" украинского президента от подозрений антироссийски настроенных обозревателей даже и его официальная поездка в Тернополь.
В критическом запале украинские журналисты и завсегдатаи социальных сетей не замечают почему-то того очевидного обстоятельства, что не полномочный представитель Украины в контактной группе Л. Кучма съездил в Москву, а приближенный Путина появился в Киеве накануне заседания группы. Это, на наш взгляд, свидетельствует об определенной эволюции позиции Москвы по Донбассу, даже несмотря на то, что в недавнем интервью германской газете "Бильд" Путин завуалировано сказал, что выполнение минских соглашений "сейчас приобретает характер театра абсурда".
Никакого театра абсурда нет, уважаемый чекист-президент. Поездка Грызлова в Киев даже с учётом ее антуража и закрытости есть не что иное, как проявление слабости позиции Кремля, даже несмотря на то, что не до конца ясно, с какими посланиями приезжал путинский гонец, какие предложения сегодня действительно звучат от Путина и какие разменные схемы могут сработать.
Можно предположить, что одной из таких схем может служить обещание Киева на продолжение конструктивных переговоров по погашению задолженности в 3 млрд долл., которые очень бы пригодились Кремлю в условиях жесточайшего финансового кризиса и бюджетного дефицита. В этом смысле можно с большой долей вероятности сказать, что есть прямая связь между прорывным объявлением Минфина Украины по российскому долгу и поездкой Грызлова в Киев.
В пользу такого предположения говорит тот факт, что накануне прилета Грызлова в Киев был отменен закрытый визит делегации министров ДНР и ЛНР в Москву, который рассматривался как важное событие в самопровозглашенных республиках Донбасса. Встреча ряда министров обеих республик в Москве с представителями российской власти должна была состояться 13 января. После визита в столицу министры должны были разъехаться по разным российским регионам для налаживания двусторонних экономических отношений. Однако накануне приезд министров отменили, что можно рассматривать как уступку Москвы в обмен на финансовые обязательства Киева, выполнение которых официально объявил Минфин Украины.
Подобный размен свидетельствует не только о меркантильности опирающегося на нефтегазовые доходы путинского режима, который, оказавшись в безвыходной финансовой ситуации, посредством скрытой дипломатии "сплавляет" так называемую "Новороссию". Он демонстрирует также приверженность и стремление украинской стороны выполнять наряду с международными политическими также и финансовые обязательства даже прежнего руководства и продолжать нелегкую борьбу за территориальную целостность Украины.
Своей твердой позицией по Донбассу украинские власти напомнили Кремлю коронную фразу Грызлова во времена его спикерства в российском парламенте о том, что "Госдума — не место для дискуссий".