Нынешний хозяин Кремля, уверовав в свою непогрешимость и вседозволенность в мире и, собрав в "День холопского единства" разбавленных на "89,9%" сторонников, присягнувших в верности своему кумиру и мечтающих мыть сапоги в Индийском океане по Жириновскому или же выбивать сапогом двери в домах Сирии и Ирака по Лимонову и по Проханову, рискует получить тем же, но уже цивилизованным, а не воинственным образом. Да так, что уже никакие проценты не помогут.
Речь идет о серьёзных и долговременных планах руководства Европейского Союза по увеличению доли сжиженного природного газа (СПГ) в общем энергобалансе сообщества. Цель — коренным образом уменьшить зависимость от импорта голубого топлива, поступающего трубопроводами из России. По различным оценкам, в настоящее время удельный вес СПГ в энергопотреблении ЕС составляет порядка 20%., который еще в в 2010 году составлял 30%.
Сокращение СПГ произошло на фоне увеличения поставок трубопроводного газа из России за счёт вступления в строй в 2012 году проекта "Северный поток". Доверчивые люди в Брюсселе, утвердив этот проект, тогда не предполагали, что уже менее, чем через два года Кремль начнет агрессию против Украины с отъёмом Крыма и вооруженными действиями в Донбассе с последствиями для энергетической безопасности Европы.
Среди ответных санкционных мер Брюсселя на беспрецедентные действия Путина в Украине, наряду с поиском альтернативных поставщиков природного газа за пределами России — Азербайджан, Туркменистан, а также Израиль и Иран — власти ЕС поставили задачу увеличения доли СПГ, как дополнительного источника энергоснабжения. Все эти меры в совокупности позволят значительно уменьшить удельный вес "Газпрома" на европейских рынках, который сейчас составляет порядка 30%.
Получение голубого топлива из указанных стран зависит от многих факторов и находится на разной стадии реализации. К примеру, газ из Азербайджана по трансанатолийскому трубопроводу TANAP, транзитом через Грузию и Турцию, поступит уже 2018 году. Брюссель, подписав соглашение с Туркменистаном, надеется на присоединение Ашхабада к этому проекту и, следовательно, расширение пропускной способности TANAP, проектная мощность которого должна достичь 60 млрд. кубометров газа в год.
Иран ожидает полномасштабного снятия санкций и заявляет о готовности выйти на газовый рынок Европы, создав соответствующую газотранспортную инфраструктуру, не исключая и использование возможностей TANAP. Что касается Израиля, то доставка в Европу добываемого в его морских месторождениях газа упирается лишь в вопрос выбора маршрута: либо через Турцию, либо через Грецию. Это — вопрос времени.
Отметим, что Брюссель проявляет настойчивость в практической реализации этих перспективных трубопроводных проектов. Одновременно предпринимаются шаги по реализации программы расширения снабжения европейских стран и СПГ. Как сообщает агентство Reuters, со ссылкой на европейские источники, власти Евросоюза в настоящее время разрабатывают новую энергетическую стратегию, предусматривающую, в частности, значительное увеличение импорта СПГ, в то время как "Газпром" пытается протащить новый проект по транспортировке газа в Европу через Германию.
Проект новой энергостратегии ЕС содержит три основных момента: создание "энергетического союза" в рамках ЕС, заключение торгового пакта с США по поставкам СПГ и Украина рассматривается, как важнейшая транзитная страна, что отвечало бы интересам всех заинтересованных сторон. Документ представляет собой составную часть усилий Еврокомиссии по введению, разделяемой всеми 28 членами ЕС, концепции единого энергетического рынка, основанного на региональной кооперации и диверсификации обеспечения энергоресурсами.
Сообщается о том, что в ноябре месяце ожидается выступление вице-президента Еврокомиссии по вопросам энергетики М. Шевчовича с заявлением по этому вопросу. В проекте документа, которым располагает Reuters, отмечается, что в начале будущего года Еврокомиссия объявит о стратегии по СПГ и создании газохранилищ с тем, чтобы ЕС мог бы полностью реализовать свой "диверсификационный потенциал". В частности, подчеркивается важность топливной составляющей в переговорах с США по заключению торгового договора.
В то же время указывается на подписание между "Газпромом" и пятью европейскими компаниями соглашения акционеров по строительству газопровода "Северный поток–2" по дну Балтийского моря в Германию в обход традиционной транзитной страны Украины. Еврокомиссия рассматривает этот проект противоречащим общеевропейским правилам регулирования, включая несоответствие природоохранным требованиям, условиям конкуренции и критериям закупок сырьевых товаров.
Аналитику и выводы Reuters разделяет и близкое к кругам ЕС издание EUоbserver, которое утверждает, что Еврокомиссия сомневается в логике расширения "Северного потока" и считает, что это приведет к доминирующей позиции " Газпрома" в Германии. Комиссия уверена в том, что ЕС имеет достаточный газопроводный потенциал и его расширение не будет отвечать общим, прежде всего финансовым интересам Союза.
Хотя, как считают специалисты, газ поступаемый по трубопроводам из России является относительно дешевым выбором, однако импорт СПГ позволяет обеспечить рычаги воздействия на "Газпром". Терминал СПГ в литовской Клайпеде, вступивший в эксплуатацию год назад, значительно уменьшил зависимость от России и позволяет вести переговоры по снижению цен на российский газ, — заключает EUоbserver.
Таким образом, без преувеличения можно сказать, что ЕС и ее исполнительный орган в лице Еврокомиссиии наконец-то проснулись от многолетнего сна под убаюкивание российского газового монополиста. В Брюсселе теперь хорошо представляют, что пора положить конец финансовой подпитке агрессивной политики Путина путем сдерживания экспансионистских устремлений его послушного орудия — "Газпрома", подрыва монополии на газовом рынке Европы. Для этого рассматриваются различные пути и альтернативные варианты, включая и проверенное, перспективное во многих отношениях расширение импорта СПГ со строительством соответствующих терминалов.
Можно с уверенностью сказать, что нынешнее руководство Евросоюза не позволит "шрёдеризации" своих отношений с Россией в угоду отдельным продажным европейским компаниям. Залогом этому послужит новая стратегия, направленная на формирование эффективного "энергетического союза", механизмы которого будут предохранять в будущем от шантажа и угроз со стороны кремлевских "газовых" клептократов.